С Евгением мне не удалось встретиться ни со второй, ни с третьей попытки — он оказался самым занятым из студийцев. По воскресеньям Ильинец поет в церковном хоре, постоянно спешит на репетиции в ДК, где редкий праздник обходится без лихого баяниста. Бывает, он подыгрывает ансамблю русской песни “Ивушка”, еще чаще выступает в составе вокального ансамбля “Куток”. Без него не обходятся белорусские праздники в школе “Варавиксне”, а сейчас он уехал на очередной семинар…
Знаю Ильинца больше тридцати лет, и все не перестаю поражаться его неугомонности. Переполненный свежими идеями, он постоянно занят их реализацией. В своем творчестве Евгений многогранен, но, оглядываясь в прошлое, берусь утверждать, что главным его художественным инструментом был и остается … плотницкий топор. При этом в руках талантливого мастерового рождались на свет отнюдь не топорные работы.
Было дело, когда на краю Краславы под сенью вековых сосен и на берегу пригородного озерца он срубил сказочный городок Берендеевку, где много-много лет шумели истинно народные гулянья — с гармонью, баяном, а то и под оркестр.
Со временем на краю большой поляны с причудливыми деревянными скульптурами вырос даже теремок, и в той избе под старину проводились семейные праздники. Борьба добра и зла — процесс извечный. Евгений сотоварищи строил и строил, а нехристи под покровом ночи… уродовали творенья рук самобытного мастера. Он снова брался за топор, но когда на сказочный теремок злодеи напустили “красного петуха”, мастеровой здорово приуныл. Помню, как в трудные девяностые я “присватал” краславского умельца администрации санатория “Разна”. Работая “за харчи”, Ильинец положил начало оригинальному благоустройству территории, прилегающей к реабилитационному центру. Позже на пару с единомышленником Геннадием Ижиком они приложили руки к Адамовской тропе. Дайте самобытному мастеру сухой корень или замысловатый сук, и он непременно разглядит в заготовках орла, аиста, сову, а то и звереныша. Почерк Ильинца я и сейчас узнаю в информационных деревянных знаках, которые в эпоху развитого туризма вновь стали востребованными. В нашем городе многим известно, что Евгению можно подкинуть кусок древесины, который невозможно ни распилить, ни расколоть, а мастер непременно превратит явный неликвид в замысло- ватую скамью или прочую малую архитектурную форму — украшение двора жилого дома или дачного участка.
Дух творчества так и распирает душу моего давнего знакомого. Его картины на художественных выставках я встречал очень давно. Догадываюсь, что чередовать топор и кисть — занятие невообразимое, только само время под- твердило: рука мастера не грубеет. При всей предельной занятости пенсионер, живущий без телевизора, мобильного телефона и компьютера, посчитал необходимым брать уроки у именитого художника Андрея Горгоца, и последняя отчетная выставка студийцев не обошлась без работ вездесущего Ильинца. Кстати, экспозиция продлится до 15 апреля, так что спешите увидеть, в том числе и новую работу Андрея Горгоца “Юдифь”. С более подробной информацией о творчестве мастера можно познакомиться на сайтe www.gorgots-art.lv
Глубоко верующий человек в суетной мирской жизни постоянно спешит, чтобы оставить свой след на грешной земле. При этом чудак-человек старается уделить особое внимание бережному отношению к народным традициям. Прекрасно помню, как однажды он под окнами своего дома-мастерской вырастил жито, чтобы на исходе лета вспомнить старинный деревенский обряд дожинок. Гостей в тот день угощали свежеиспеченным деревенским ржаным хлебом, вкус которого мне напомнил детство. А совсем недавно колоритный Ильинец стал центральной фигурой будущего фильма о белорусах, живущих в Латвии. Последняя наша встреча состоялась в пансионате в Скуках — на благотворительном концерте.
Алексей ГОНЧАРОВ.