Каждая семья — словно маленькое зеркало, в котором отражаются все проблемы государственного масштаба. Безжалостная петля инфляции в одинаковой степени душит сегодня и город, и деревню.
В атмосфере невыносимого цинизма власть имущих простым людям только и остается, что уповать лишь на себя. И на добро, которое всегда побеждает зло.
Заглянуть в незнакомый дом — задача не из легких. Вот и в этот раз, чтобы познакомиться с хорошими людьми, мне пришлось прибегнуть к помощи и культработника, и педагога. Только потом, в разгар рабочего дня, мне удалось в пути перехватить семью сельских почтальонов. Сергей и Эрика подъехали к месту встречи на “шестерке”, сошедшей с заводского конвейера ровно двадцать два года назад. Есть у Пачкаевых и “джетта” такого же возраста, но они считают “жигули” более надежной машиной в трудных сельских условиях.
До начала разговора я побывал в местной школе, где педагог по призванию, Лига Япиня, высказала много добрых слов в адрес семьи, которой я заинтересовался. Так уж любопытно совпало, что шкельтовская учительница была классным руководителем у всех троих детей Пачкаевых. И кстати припомнила, что ежегодно первого сентября Эрика и Сергей приходят вместе в школу. И, по всей вероятности, будут приходить на школьные торжества еще как минимум шесть лет. Ведь приемная дочурка, Сашенька, учится только в третьем классе. Девочка успевает в учебе, но очень импульсивная, как “живое серебро”. Поэтому мать постоянно обращается за советами к педагогам. Когда же Эрика приходит в школу, Сашенька всегда бросается к ней в объятья — как к самому дорогому человеку на свете.
Эрика так и сказала: “Сыновья тянутся больше к отцу, а Сашенька — моя доченька. Хочешь-не хочешь, а поневоле поверишь гороскопу: дочка больше льнет к своему старшему брату Виталию. Оба — Девы, сын родился одиннадцатого сентября, дочь — двенадцатого.
В школе бойкая девочка с короткой стрижкой выдала мне многие семейные “секреты”. Как на день рождения, совсем недавно, любимая мамочка подарила ей шесть разноцветных фломастеров и блокнот с замочком. А она в день именин преподнесла маме рисунок. Узнал я, что в хозяйстве Сашиных родителей есть буренка, восемь овечек, поросята и лошадка Маркиза, на которой дочурке нравится прокатиться верхом. Когда Марис с сестрой возвращаются домой на школьном автобусе, их всегда радостным лаем встречает Мэри. Вообще-то в деревенском доме живут пять котиков и три собачки, из которых любимица девочки — ласковая Бранда. Саша призналась, что ей нравится быть хозяюшкой и наводить порядок в комнатах. Летом любит полоть в огороде, где растут вкусные клубника и морковь, а в саду зреют яблоки и груши. От ее брата, девятиклассника Мариса, я узнал самое главное: после основной школы он мечтает получить хорошую профессию — строителя или автомеханика.
Сашенька в разговоре со мной не раз вспоминала любимую маму, которая по субботам берет ее с собой развозить по хуторам почту. В последний раз она относила газету учительнице Лиге, за что получила шоколадку. В понедельник об этом узнал весь третий класс. Пачкаевы подарили малышке самое главное — это семейное счастье, за что им низкий поклон.
Родители, как выяснилось в торопливой беседе, — люди местные. Она — шкельтовская, он — граверский. Познакомились по осени на танцах в Граверах, где играла “живая” музыка. Он пригласил... И потом уехал служить в Германию, а она училась в техникуме и отвечала на армейские письма. Когда демобилизованный Сергей вернулся домой, еще полтора года оба не спешили — раздумывали. И только потом закатили в Прусаках шумную свадьбу на полторы сотни гостей. Родители невесты ничуть не скупились: из троих детей первой отчий дом покидала дочь. Это было 28 октября 1989 года...
Начинали жить в однокомнатной квартире, которую колхоз дал Эрике как молодому специалисту. Через год родился Виталий, а погодком стал Марис. Когда ушла из жизни мать Сергея, молодая семья перебралась в деревню Саково, и прожила на самом берегу живописной речки Дубны семь трудных, но счастливых лет. На том хуторе сейчас развернули ремесленную мастерскую талантливые люди Паулиньши.
Семейные обстоятельства, в конце концов, привели Пачкаевых в деревню Прусаки, поближе к родительскому дому Эрики. Трудолюбивой и дружной семье не хватало лишь одного — доченьки, и пять лет назад в доме появилась малышка Александра, привезенная из столичного детдома. Теперь, когда дочурка стала очень родным человеком, родители готовятся оформить документы на удочерение.
Главная боль латгальской деревни — безработица, особенно когда в доме три школьника. Старший, Виталий, постигает профессию рыбовода в Лузнаве. Чтобы сын на практике закреплял теоретические знания, Пачкаевы по осени выкопали пруд. Рыба нынче в большом дефиците.
Когда четыре года назад появилась вакансия почтальона, Эрика сразу же ухватилась за этот шанс. В условиях реформирования почта предложила сельской семье аренду автомобиля с водителем, и вот уже год, как супруги развозят вместе почту по двум волостям. На граверском участке дороги проблем не составляют, а за содержание шкельтовских проселков почтальоны искренне благодарят Айвара Клуса.
Да, жить сейчас нелегко, но Пачкаевы считают себя оптимистами и всегда помнят, что в девяностые годы их семья преодолевала и не такие трудности. Они надеются на себя и на помощь Господа Бога: за все годы совместной жизни Эрика и Сергей не пропустили ни одного великого августовского богослужения в Аглоне. Она — католичка, он — старовер, а дети крещены в материнскую веру. Но Бог-то один...
Алексей ГОНЧАРОВ.