Профессиональная солидарность — святое. Бессчетное число раз я помогал столичным журналистам открывать восхитительные красоты края голубых озер, а также организовывать встречи с удивительными людьми, которыми богата Латгалия.
Когда же самому приходилось бывать в командировках, братья по перу и фотокамере всегда искренне помогали и мне сориентироваться в незнакомой стороне.
...Завершив утомительную поездку в Украину, я, продолжая отпуск, наслаждался тишиной на Даугаве. И едва подобрал ключик к осторожному лещу, как звонок из Риги прервал мое уединение на природе. Звонил столичный фотомастер Янис Эйдукс, просил помочь в акции “Один день в Латвии”. С корреспондентом журнала “Латвияс сиевиете” мы близко сошлись в мае восемьдесят седьмого как участники акции “Один день Риги”. Осенью того же года проходила фотосессия “Один день в Латвии”, и тогда Янис уговорил меня стать его гидом по нашему району. Двадцать лет пролетели так стремительно, что за это время мы ни разу и не встретились. Но повторить маршрут двадцатилетней давности — идея весьма интригующая, поэтому я без сожаления отложил на пару дней свои рыбацкие эксперименты.
Янис заявился во второй половине четверга. Обменявшись комплиментами по поводу серебристых кудрей, мы помчались на съемку: синева небес и тяжелые осенние тучи требовали наших активных действий. В сотый раз я любовался красотой Даугавы в окрестностях Каплавы. А закат солнца мы фотографировали с волшебного берега озера Леяс, где нас приветствовала гостеприимная хозяюшка Анна Лякса, которую увековечил мой восхищенный компаньон.
В день акции мы пытались повторить маршрут двадцатилетней давности. Развалины турбазы Саулескалнс, как и перерезанный пограничными рубежами Курган Дружбы, произвели на гостя удручающее впечатление. Зато встреча со светлым человеком Янисом Брилем озарила наши сердца надеждой на возрождение Латгалии. Руководитель номер один, равных которому не было в Краславском районе, встретил гостей... фотографиями двадцатилетней давности. Вспомнив былое, Я. Бриль пригласил нас на холм над озером Жигура, где мы фотографировали его ровно двадцать лет назад. Короткой была та беседа, но человек, устремленный в будущее, не только посвятил нас в свои рыбоводческие планы, но и показал 18-гектарный массив березняка, который был заложен в сложные девяностые годы. Сейчас в густом молодняке уже растут грибы. Трудности с приобретением посадочного материала и побудили Яниса Бриля создать в Андрупене лесопитомник, известный теперь во всей Латвии. Работа на перспективу, точный хозяйский расчет и прогноз — таково кредо этого неугомонного человека. Андрупене всегда была и остается школой творческой экономики, как и Робежниеки, куда мы заглянули в тот “жаркий” денек. Правда, после итальянского фотографа, который тоже не удержался от соблазна сделать кадры с латгальскими страусами.
В последнюю пятницу августа по Латвии колесили 24 зарубежных мастера и 22 местных фотохудожника. И все старались запечатлеть восход солнца. Не удержался от соблазна сделать снимок рождения дня 31 августа и я — прямо из окна своей квартиры. В то утро над Краславой поднимался необыкновенный слоистый туман. Осень вступала в свои права...
Алексей ГОНЧАРОВ.