Дизайн, ориентированный на человека

img


3 продолжение

Красота



Данная статья посвящена размышлениям на, пожалуй, самую сложную, неоднозначную, тему.



Красота, как нечто божественное, наверное, не должна была бы иметь имени. Ведь для каждого, кто встречает это слово, ясно о чем идет речь. Но когда, в попытках объяснить это понятие, препарировать и научно основать, мы сталкиваемся с невозможностью четко сформулировать законы, правила, которые будут действовать однозначно, непреложно, постоянно, возникает вопрос. Красота — это константа? Есть ли эталон красоты? Что это за понятие, сила? Есть ли граница, в которую это понятие укладывается? Есть ли мерило, которое было бы описано и зафиксировано как килограмм в Институте стандартов и технологий?



Красота - понятие совершенно эфемерное. Оно из другой системы координат. Красота не линейна, как наша речь. Не познаваема. И недостаточно семи букв для описания тех пластов информации, чувств, эмоций, которые вызывают опыт соприкосновения с красотой. Но так же как духовный поиск ведет и толкает искателя на изучение атрибутов Бога, мы можем пытаться приблизиться к пониманию, каким образом обрабатывается информация умом и всеми системами чувств при столкновении с чем-то прекрасным. Давайте попробуем провести такой анализ в рамках десяти тысяч знаков, которыми ограничена эта статья.



Когда люди смотрят на одну и ту же вещь, каждый сложит свое мнение относительно ее художественной ценности, красоты, смелости, своевременности. Эти ингредиенты - слагаемые уравнения, которые в тождестве дают представление о силе воздействия на каждого конкретного человека. И если бы между людьми не было бы коммуникации, мы так и остались бы в неведении, относительно того, насколько красиво то, что красиво для нас, и красиво ли оно для другого. Безусловно, опыт от переживания остался бы при нас. К сожалению, этот опыт как любовь, невозможно имплантировать в другого. Мы можем рассказывать о нем, можем пытаться рационализировать, осмыслить, зафиксировать, но ускользающая красота, настолько тонка, что и лучшие философы посвящали жизни изучению этой темы. Сократ в изложении Платона, Лосев, Соловьев, множество других людей умственного труда, посвятили немало размышлений, вопросам эстетики и красоты. Они размышляли, вели диалоги, спорили, выводили законы, фиксировали тончайшую и одну из самых привлекательных тем постижения для любого мыслящего... При соприкосновении с этой темой мы доходим до границы того, что можно познать, прочувствовать. Грани того, что еще не касается мира духовного, но находится уже не в ведении нашего материального мира.



 



Писатели и художники, музыканты, танцоры уже много столетий занимаются одной и той же практикой. Практикой соприкосновения с красотой, ее многоликой, оглушающей, порой непреклонной и жесткой природой.



Я вижу несколько подходов к раскрытию этого понятия. Опытный (или эмпирический) и логический.



В первом подходе мы будем рассматривать конкретные образцы красоты. И фиксировать свои чувства, как ответную реакцию.



Во втором подходе, мы будем разбирать конкретные понятия. В изобразительном искусстве, дизайне это будет композиция, форма, цветность, насыщенность, гармония, ритм, диссонанс.



Если хотя бы малая часть от того, что привычно - ново, решение нам уже кажется свежим. И такая новизна не требует затраты сил на постижение. Это легко для ума и чувств, узнаваемо. Легкость приятна. Как приятна ранняя классическая музыка. Новое же учитывает уже созданное ранее и требует гораздо больших сил. С каждым годом увеличивается не только инструментарий, приемы, и художественные возможности. Разрастаются аллюзии, реминисценции, отсылки и переосмысление к ранее созданному материалу, заставляя нас проводить параллели с большим количеством произведений. Мы не можем оперировать только гармониками, золотым сечением, античными формами. Мы должны учитывать тот архив культурного наследия, что накопило человечество. И зачастую мы вступаем уже не в диалог с творцом произведения, а являемся свидетелями диалога, который ведет через века один мастер с другим. Таких примеров огромное количество. Оценить красоту этого диалога, спора, уточнений, можно только, зная предшествующий материал. И мы уже оцениваем и восхищаемся красотой не только исполнения и гармоник, но и ассоциаций, послевкусия, ответной реакции на произведение. В архитектуре, мы учитываем влияние всех составляющих: изменения образа жизни, скорости восприятия, культурного наследия страны, общей линии «партии», пристрастий конкретных людей, уместности в том или ином районе, расположению на генплане, посадкой на рельеф, ориентированию по сторонам света, отсылкам к ранее созданным культурным произведениям, учету массы составляющих. И порой решения вызывают восхищение от того, как можно было настолько объемно подойти к проектированию и строительству. И это может быть само по себе красиво. Даже в отрыве от красоты формы.



Зачастую мы маркируем как красивое и нормальное, то, что нравится многим в силу общепринятой нормы. Эмпирическое познание красоты зависит от той среды, в которой происходило формирование наших вкусов. И я уверена, что «плохой вкус» (что уже подразумевает некую дуальность с «хорошим вкусом» и приводит к суждению о том, что есть все же некий идеал вкуса), свидетельствует лишь о малой насмотренности и о неискушенном окружении, дающим, в силу привычки, оценку вещам как понятным, интересным, новым, ярким. А если так, то и красивым. Зачастую согласиться, что что-то хорошо, проще, чем внимательно посмотреть, задуматься, встать и сказать, что увиденное или услышанное не является гармоничным. Легче признать, что то, что считает красивым другой, таким и является. Здесь происходит некое заражение вкусом. И тот, кто возьмет на себя функцию проводника в мир прекрасного, каковы его пристрастия и культурный уровень существенно повлияет на наш вкус и склонности.



Это похоже на музыкальный слух. Не каждый услышит фальшь. Но большинство, даже не имеющих опыта слушания, поймет, что что-то не так в произведении. Не все определят инструмент и такт, который дает ложное звучание. Но опытный музыкант точно укажет в какой ноте, в каком аккорде была ошибка. Так и в интерьере или картине, есть вещи, которые «режут» глаз. Это касается ритма, проявленному в расстоянии между предметами, отклонениями от горизонталей, диспропорциями или же выбивающимися из общей канвы стилистики предметов. Мне нравится диссонансы как прием. Или эклектика, как максимально сложный жанр и стиль (мы рассмотрим их позже).



Видели ли вы современные компьютерные программы и то, что делает искусственный интеллект с изображениями, текстами? Как с одной стороны здорово, а с другой страшно, что в этом отсутствует человеческая рука. Так и с интерьерами и постройками. Порой я прихожу в дом, в котором только закончен ремонт, и у меня ощущение, что здесь живут шпионы. Благодаря профессиональной деятельности и я могу сказать, откуда какая вещь. И порой я вижу реализацию целой линейки от определенной фабрики. Или же будто воплощенную в реальность 3D сцену из готовых наборов и каталогов угла, комнаты, а порой и целого дома. Вспомните, когда появился магазин Икеа, он побил все рекорды продаж, так как предлагал готовые решения. Готовые решения на все зоны дома, участка, дачи. Безусловно, достойные решения. И хотя каждая вещь дизайнерская - это массовое производство. Не подумайте, я нисколько не против масштабирования и массового производства. Это то, без чего современный мир невозможно представить. Но обращаете ли вы внимание на то, какими руками сделана та или иная вещь? Есть ли у вас чувствительность к этому? Замечали ли вы, что похожие вещи, сделанные одними руками, приятно иметь и хочется к ним прикасаться. А другие безлики. А третьи вызывают не самые приятные ощущения. Все дело в том, с каким намерением это было сделано. Именно поэтому так ценятся подлинники. Это касается не только произведений искусства, вещей и построек. Это касается и еды, и детей, и всего что мы создаем. Плод любви, согласитесь, имеет больше шансов воспринимать мир благостным. Плод божественно-вдохновлённый или же выращенный в благоприятных условиях, узнаваем. Пусть не впрямую. Но вы почувствуете. Мы все это чувствуем. Когда ремесленник делает что-то и ненавидит или же делает из нужды, мы не хотим покупать, держать это. Так мы устроены. Мы смотрим не только глазами. Но чувствуем руками. Хотим ли мы обладать этими вещами? Усиливают ли они нас? Сколько времени и внимания вложено в эту вещь мастером. Вами. С какими эмоциями куплено или подарено вам. Это невозможно игнорировать. И даже в массовом производстве могут быть вещи, сделанные людьми, чье время ценят. И они могут чувствовать себя на работе сбалансированными между тем, что от них требуется, и тем, что они представляют из себя. И тогда вещи будут «светиться». И это тоже влияет на то, что мы маркируем как красивое.



Коммуникация, обсуждения, разборы, дают почву для роста вкусовых пристрастий. Мы как бы становимся гурманом. И им невозможно стать, не попробовав разные вкусы, приготовленные хорошими поварами.



В общении, обсуждении, общих смотрах или же критическом разборе, мы задействуем не только чувствительность и эмоциональный отклик на какое-либо произведение. Мы обращаемся к логической составляющей. Мы разбираем на части, рассматриваем с разных сторон произведение. В изобразительном искусстве, есть отдельные предметы, где рассматриваются все составляющие, которые позволяют обсуждать прицельно каждое понятие. Давайте уточним некоторые из них.



 



Форма. Понятие формы изучали и математики, и философы, и поэты, и люди искусства. Начиная с точки, неделимой, являющейся центром, началом начал, импульсом. Точки, переходящей в линию, вектору, задающему направление и потенциал. Придерживаясь логики повествования, далее мы обратимся к треугольнику, в котором проявлено понятие плоскости, динамики. Недаром символом огня алхимики приняли треугольник. И далее через устойчивость прямоугольника мы перейдем к расширению, усложнению. Форма вызывает у нас порой неуловимые ассоциации, что мы считываем как активное, динамичное, пассивное, современное, относящееся к определенной эпохе. Форму определяет и развитие технологий. Применение новых конструкций и вход в массовое производство новых материалов. В зависимости от того, насколько своевременно применение той или иной формы, мы считываем и определяем, красиво ли то, что перед нами.



Композиция, как расширенное понятие формы, отвечает за соединение и расположение частей относительно друг друга. Она также задает тон произведению искусства или же строительному объекту. Открытая, закрытая, симметричная, ассиметричная, динамичная, статичная, активная, пассивная. В конечном счете, каждая из них может быть целостной. Внятной. Восприниматься как красивая.



Ритм. Ритм естественен для нас, взывает к природным циклам. Сердцебиению, цикличности годовых явлений. К законам золотого сечения, в котором проявлены математические законы гармонии. И глаз считывает эти закономерности. Выявляет отклонения от «нормы». Маркируя как комфортное для глаза, тела. Таким образом ритм тоже влияет на ощущение красоты.



Цвет. Науке о цвете тоже были посвящены многие труды. Цветоведение и колористика как наука, дает представление о том, каким образом свет отражаясь от разных поверхностей заставляет наш глаз считывать свет цветом. Ахроматические, хроматические цвета, гармоничные, контрастные, насыщенные. Светлота и цветовая индукция, адаптация. Это лишь малая часть тех тем, которые мы можем учитывать в этом разделе. Здесь физика, физиология и другие науки переплетаются, создавая массу тем для размышления. Всю совокупность и мастерство использования цвета, мы фиксируем глазом, обрабатываем и считываем как привлекательную или же раздражающую. Мы можем выражать или стимулировать различные состояния с помощью цветовых сочетаний. И все это также даст понимание почему одно произведение кажется красивым, а другое воспринимается как смущающее.



Фактура, текстура. Как музыкальная ткань различает одноголосье и гетероморфную фактуру, так и в изобразительном искусстве мы выделяем гладкие, бархатистые, шершавые рельефы. Фактуры так же влияют на наше восприятие. Сравните глянцевый, от которого веет холодом, чистотой и матовый, дающий ощущение тепла, поглощения света, тактильной привлекательности и анималистичности.



Все перечисленные категории, проявленные в различных материалах, могут возбуждать нервную систему или давать чувство умиротворения. Создавать ощущение изолированности от внешней среды или растворения в природной стихии. Влиять на субъективные представления о красоте.



Продолжение следует.



Марина ЦОЙ.



Фото: Jain 108 Akademy

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Alīna, Rūsiņš, Sandris

Партнеры

  • Latvijas Reitingi