В гостях у украинцев во время войны. Встретиться после победы – живыми и здоровыми

img


Окончание. Начало в номере от 19 августа. В центре Ивано-Франковска я купил в канцелярском магазине двадцать листов формата А4 (продавались по штучно). Продавщица, поняв, что я приезжий, спросила: «Вам здесь не страшно?» Я ответил встречным вопросом: «А вы не боитесь здесь жить?» Продавщица не ответила, казалось, она едва заметно улыбнулась. В то утро в Ивано-Франковске снова прозвучали сирены воздушной тревоги. Но из тысяч ракет и авиабомб, убивших и ранивших людей на подконтрольной Украине территории, менее десяти упали в Ивано-Франковской области в самом начале войны. Однако и здесь, на Западной Украине, не могло быть ощущения безопасности. Говорили, и украинские СМИ писали о задержанных координаторах российской артиллерийской и ракетной стрельбы, а также о диверсантах, которые орудовали на территории, подконтрольной украинскому государству. Однако ни одного представителя «невидимого фронта» противника я не встретил.

«На выход! И с вещами»



Особенно бдительными в этом отношении были сельские тетушки лет шестидесяти-семидесяти. Это знание я получил, извините, сам совершив нарушение в маршрутном автобусе по пути домой на последнем участке Украины между Львовом и Равой-Руской, на выезде из которого находится польский погранпереход (с июля Рава-Руска также самоуправление-побратим Елгавского края). А именно, незадолго до выезда с территории Украины я подумал, что смогу сделать фото уникальных баррикад - огневых точек - из окна автобуса. Их видели во многих местах - и в городах, и у каждого несколько более крупного села на Прикарпатье. Похоже, что баррикады были построены, возможно, еще в первые часы после вторжения российской армии - мешки с песком, железобетонные блоки, сложенные в гряды, - интересные конструкции. Так, поинтересовавшись мнением сидящей рядом со мной в автобусе приятной дамы лет тридцати, я начал снимать еще во Львове. Тут же на заднем сиденье автобуса раздались громкие возражения, основная  мысль которых была: по какому праву он это делает! Я сразу убрал телефон - нельзя, так нельзя! Однако на этом инцидент не закончился. Примерно через час езды, когда до города Рава-Руска оставалось уже несколько километров, автобус неожиданно остановился у очередной баррикады, где также находились люди. Патруль вооруженных украинских солдат зашел в автобус и проверил документы. Вдруг с новой силой раздались голоса с последнего сиденья автобуса: «Вот, это он снимал баррикады!» «На выход!» сказали солдаты. «С вещами!» — резко произнес доселе любезный шофер.



Через полчаса проверки на КПП меня все-таки отпустили. Досмотр вещей производили уже не вооруженные ребята, проверявшие документы в автобусе, а вышестоящий инспектор в штатском. В конце концов, пользуясь своими полномочиями, он посадил меня в легковой автомобиль солидного и неразговорчивого священника, который один ехал в сторону пограничного перехода Польши. На прощание инспектор все же спросил: «А зачем вы фотографировали огневые точки баррикад?» — «Это история», — ответил я. Наклонив голову, он принял ответ. Понятно, что баррикады и огневые позиции для украинской армии еще не история.



«Я сейчас домой не пойду»



Через полчаса я уже на латышском поприветствовал участников 38-го Твиттер-конвоя на КПП Рава-Руска. Там я познакомился с Зигмаром. Он родился и вырос в Смилтене, работает учителем физики в Риге. Стоя на обочине дороги полукругом или «бананом», он вдруг заявил, что обратно в Латвию не поедет. Участники Твиттер-конвоя обычно не знакомы друг с другом. Переходят на «ты» во время 1100-километровой длинной и быстрой дороги, когда транспортируют пожертвованные украинской армии автомобили из Яунмарупе до Рава-Руски. Не будешь же копаться в душе другого человека, расспрашивая о его жизненных планах. Однако то, что сказал Зигмар, заставило зашевелиться. Был ли это случай, когда один латыш приехал воевать на Украину? Позже я узнал, что в Твиттер-конвое были люди, которые таким образом приезжали в Украину, чтобы записаться на войну. — Но когда ты собираешься вернуться? — нарушив молчание на несколько секунд, — спросил я. «Наверное, через неделю. Я хочу увидеть Киев, проверить некоторые мнения», — ответил Зигмар. Чувствовалось, что все успокоились. Так, 1 сентября еще одна латвийская школа не останется без крайне дефицитного учителя физики. Через неделю в Латвию вернулся и Зигмар.



НАТО меняет свою стратегию в странах Балтии



Рядом с присланным фото массовых захоронений мирных жителей Зигмар написал: «Пригороды Киева, разрушенные российской армией. Ирпень, Гостомель и Буча расположены рядом друг с другом. Их население увеличилось после 2014 года, когда военные беженцы из районов Донбасса на востоке Украины, управляемые российскими марионетками, обосновались там. В феврале 2022 года, в первые дни наступления российской армии, эти пригороды Киева были оккупированы. Многие беженцы войны 2014 года погибли». К сочинению Зигмара можно добавить мысль о том, что «Зиняс» опубликовали 16 июня после пресс-конференции премьер-министра Кришьяниса Кариньша с региональными СМИ. А именно, убийства мирных жителей в Буче, Гостомеле, Ирпене и других местах Украины также меняют стратегию НАТО в обороне стран Балтии. Если раньше предполагалось, что в случае нападения России страны Балтии могут ненадолго потерять часть своей территории (затем вооруженные силы альянса НАТО отвоюют эту территорию), то после массовых убийств в пригородах Киева, стратегия НАТО меняется так, чтобы, по словам премьер-министра, «наша территория никогда не была потеряна».



Путешествуя по Украине, Зигмар прошел мимо выставки уничтоженной российской военной техники в центре Киева. На прошлой неделе в латвийских СМИ появилась новость о том, что и во Львове выставлена сбитая российская военная техника. Читал еще, что подобную «выставку» предлагали для Берлина. Немцы от этого отказались, потому что в расстрелянных танках горели люди.      



Стремление к радости жизни



В Ивано-Франковске мне удалось познакомиться с несколькими людьми, истории которых я до сих пор не могу стереть из памяти диктофона. В офисе благотворительной организации «От чистого сердца» я полчаса говорил с ее руководителем и предпринимателем Василем Вишниванюком, который, отвечая на вопрос, чем Латвия могла бы помочь Украине, рассказал об инвестициях в создание малого сельскохозяйственного производства перерабатывающей компании. Василь напомнил, что морские перевозки затруднены из-за российской агрессии. Однако, если бы украинцы сами могли производить сельхозпродукцию с более высокой добавленной стоимостью, тоннаж экспорта был бы ниже, но доход от экспорта был бы выше. Василий упомянул макароны, которые могут быть продуктом переработки зерна, аналогичного тому, что есть в АО «Добелес дзирнавниекс». Еще заметнее разница между семенами подсолнуха и отжатым из них маслом. «Кроме того, в Ивано-Франковской области многие люди, в том числе приехавшие из восточных регионов страны, нуждаются в работе», — подчеркнул бизнесмен.



Василь Вишниванюк также говорил о том, что оружие, которое страны Запада сейчас поставляют Украине, во многом такое же, как и то, что Украина добросовестно отдала России в 1994 году, когда Россия во главе с демократом Борисом Ельциным, США и Великобритания, к сожалению, на короткое время гарантировала безопасность Украины. Отвечая на вопрос, когда закончится война, Василь употребил слово «перезагрузка», имея в виду смену власти, можно сказать, пожалуй, денацификацию в России. Сроки окончания войны в разговорах с жителями Украины назывались разные. К сожалению, большинство из них был год и более.



Часто люди в Украине, к которым я обращался, открывались разговору, как книги, и лились и лились рассказы. Я хотел бы снова увидеть их всех живыми и невредимыми, когда Украина победит. Хотелось бы, чтобы при посадке в переполненный людьми автобус на Ивано-Франковской автостанции не было удручающе тихо, а был слышен оживленный шум.



Гайтис ГРУТУПС.



Фото: Иллюстративное фото баррикад (огневых позиций). Таких в Украине тысячи - на перекрестках, в городах и селах.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Alīna, Rūsiņš, Sandris

Партнеры

  • Latvijas Reitingi