На вечеринку – с двустволкой

Воля читателей — закон, и когда Эрна Шляхота по телефону приглашала меня на вечеринку в Сварини, в ответ на мою минутную заминку последовала угроза: “Таков приказ охотников, а с вооруженными до зубов мужиками шутки плохи”.

Деваться некуда, да тут я и сам вспомнил, как, было дело, однажды славно поработал в большой компании веселых стрелков.

Предвкушая нечто необычное в полувековой юбилей Шкяунского охотколлектива, я переступил порог уютного сельского очага культуры вторым — за режиссером. И смышленая Эрна обрадовала меня сенсацией: первым руководителем коллектива, объединяющего охотников четырех сельсоветов, была… женщина! Мало того, в подтверждение архивных данных показала мне снимок бесстрашной Хелены Садович-Дучинской… с гадюками в руках. На заре масштабной мелиорации ползучих тварей в латгальских болотах водилось видимо-невидимо. Время внесло свои оргкоррективы, и сейчас в дремучих угодьях на территории Берзиньской, Свариньской, Шкяунской и Эзерниекской волостей рачительно хозяйничают пять охотколлективов, делегаты которых при полном параде явились на юбилейный бал.

Можно как угодно бранить парадоксы новой жизни, только есть и плюсы: ранее недоступное, лучшее в мире стрелковое во-оружение, как и крутая амуниция, стали обыденностью. Точно знаю: как рыболовы не мелочатся в приобретении дорогущих новинок-снастей, так и охотники ни в чем себе не отказывают, хотя по старинной поговорке “ружье и уда кормят худо”. Один раз живем на белом свете, и факт неопровержимый: увлеченный природой человек вдвойне счастлив. Вот и электронные блага цивилизации достигли самых медвежьих уголков. Заполняя паузу перед началом субботнего мероприятия, свариньский следопыт Янис Станкевич демонстрировал один из пяти видеофильмов — из жизни лесных свиней. На протяжении двух лет увлеченный видеооператор наблюдал за хрюкающим стадом и, без малейшего преувеличения, сам вырастил из трусливых подсвинков трофейную дичь. Чтобы приманить зверье к специально оборудованной вышке, пришлось доставить в лесную столовую не один центнер кормов. Дрессировка достигла такого совершенства, что два выводка со свиноматками являлись на поляну по свистку видеоохотника. И это не выдумка — сущая правда: лесной цирк у деревни Стродово могли наблюдать и зрители из соседнего проселка. Когда стадо на- чало редеть, Янис Станкевич сообразил: в округе объявились волки. Так оно и было…

Всегда радуюсь новым знакомствам, чувствую крепкое рукопожатие. Из молодых, да ранних — Эдгар Вишневский. Работает в Риге, охотится дома — в отцовском коллективе Павла Вишневского. Великое дело — уна- следованная страсть, да и главный секрет мастерства и везения. В это верится с трудом: за неполный десяток лет охотничьего стажа молодой стрелок добыл под тридцать кабанов и пять лосей. Притом первую пару сохатых — на одной охоте и со 150 метров. Из того же финского карабина славной фирмы “SAKO” три года назад с дальнего расстояния с первого выстрела сразил наповал красавца-лося, рога которого принесли снайперу две серебряные медали в Латвии, третью — в Чехии!

Охотничьи просторы в приграничье всегда славились обилием дичи. Старейшина застолья, свидетель рождения Шкяунского охотколлектива в далеком 1962 году, берзиньский стрелок без промаха Александр Вилюм рассказал мне, как однажды в начале семидесятых окружили большое стадо кабанов. Темнело, и руководитель охоты Владислав Бейнарович принял решение — выгонять из камышей диких свиней на лед лесного озера. Фары автомашин осветили поле боя, на котором под меткими выстрелами полегли два десятка кабанов. Было время, да и нынче угодья не скудеют. Нет худа без добра: покидаемая людьми Латгалия, зарастающие лесом поля и луга способствуют размножению зверья и птицы. Для охотников хорошо, а для страны?

Наслушался я вдоволь об охотничьих приключениях. Вот байка от Павла Вишневского. Лет двадцать назад шкяунские охотники по старой традиции открывали сезон в лесном массиве Мачи. Первый загон — неудачный, но пока суть да дело, выходит на поляну сам любопытный красавец лось. Первым зарядил и вскинул двустволку Янис Станкевич, и выстрел сразил цель. Сохатый, падая, обломал рога, и вышло, что Янис стрелял в быка, а попал вроде как в безрогую корову. Острые языки и сегодня не дают стрелку покоя. В этом тоже прелесть времяпрепровождения на природе: забавные случаи и приключения на охоте живут дольше снайперских удач. Чтут друзья по увлечению имена тех, кто навсегда простился с оружием. Была в начале юбилейного мероприятия минута скорби, звучали имена, и не раз в воспоминаниях говорили о Владиславе Грибуле, непревзойденном охотнике. Собирался замечательный следопыт в Сварини, но не успел…

Однако бал — для веселья, зажигательный ритм с первого номера задала “Вечеринка”. Местные танцующие дамы, как всегда, предложили новый репертуар, да еще подготовили уморительную сценку охоты… на мужиков. Под прон-зительный лай динамиков прошла выставка породистых собак с юмористическими комментариями. По всей вероятности, для показа неугомонные дамы собрали плюшевые игрушки со всей округи. Со сцены целилась в зал барышня с двустволкой, а на десерт был танец живота…

Наблюдая за веселой компанией, вдруг поймал себя на мысли: охотники не только ценители природы, жены у них — сплошное загляденье. Хоть тут же в зале конкурс красоты устраивай. Бывалый охотник Анатолий Харченко даже тост за терпение прекрасных дам провозгласил, честно признавшись, что иногда облавы на зверя и до четырех утра затягиваются. Когда с раскаленной сковородки щекочет ноздри аромат свежей печени, да со шкварками и лучком, забывается обо всем на белом свете, а долг супружеской верности мигом приглушается. Притом к убежденным трезвенникам братья по оружию себя никогда не причисляли. Охота — пуще неволи, и трапеза на привале — второе счастье после облавы. Со знанием меры непременно произносятся тосты — с радости или с досады… Но при всем при том коварная фраза “Свою неверную жену я забодаю” ни в коей мере не относится к охотникам. Ревнивец с ружьем во сто крат страшнее Отелло, о чем латгальские Дездемоны помнят постоянно. Усвоили они и второе правило: в разгар охотничьего сезона удержать суженого дома невозможно никакими силами. Зов души первобытного добытчика неистребим веками, тысячелетиями. Только, если честно, не в пище дело — радость общения с природой и друзьями ценнее. Самое достойное хобби для настоящих мужчин! Руководители новых пяти коллективов не скупились на проникновенные слова. Эзерниекский Игорь Кумачев подчеркнул, что это Божий дар — жить и охотиться в озерном краю, который, по сути, является ценнейшим природным парком Прибалтики. Блеснули красноречием Эдгар Тярве, Айвар Бренч, Павел Вишневский. Назывались имена самых удачливых стрелков, отличных следопытов и загонщиков. Вручалось множество призов, что являлось ярким примером массового спонсорства — от души. А режиссера по призванию Эрну Шляхоту просто искупали в комплиментах — вместе с задорной “Вечеринкой”. Лучшего украшения бала и не могло быть! Самый дальний гость Ольгерт Ставро, ветеран юби-лейного Шкяунского охотколлектива, прибывший по приглашению из Краславы, сказал такие слова: “Надо помнить круглые даты — это наша история. Столько раз читал в газете про танцевальную студию “Вечеринка”, но увиденное на сцене превзошло все мои ожидания. Восторг и благодарность!”

Здравицы, призы, аплодисменты… Без малого три часа длилось первое отделение, официально-концертное. Самому довелось ощутить удивительную ауру сердечности и веселья — от всей души. В антракте то и дело звучала фраза “А еще был случай…” Далее звуки вальса мигом вернули в танцевальный зал разгоряченных рассказчиков, и закружились пары… Началась азартная охота на красавиц, которыми богат Дагдский край. На балу, как и на охоте, держи ухо востро и знай, не зевай. Чуть замешкаешься — мигом друзья-острословы запишут в рогоносцы. И долго будут вспоминать — на каждой охоте. Самые смачные анекдоты рождаются на привалах…

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Edmunds, Edžus, Vidmants

Партнеры

  • Latvijas Reitingi