Удача приходит к тому, кто силен духом

Бывшая краславчанка Инара Анчевска переехала в Дагду со всей семьей. Иного выхода у нее просто не было.

Квартира стоила недешево, а после сокращения штатов женщина осталась без работы, жила только на инвалидную пенсию. Дагда не является ее родным городом, хотя корни Инары здесь: дом, где она теперь живет, достался в наследство от бабушки.

“Родилась, росла и училась в Краславе, большую часть жизни работала на благо этого города, — рассказывает Инара. — После школы пару лет трудилась воспитательницей детсада, еще год — в Доме культуры, была методистом по работе с детьми. Эту должность когда-то предложила мне госпожа Барча. С ней была знакома по танцевальному ансамблю, в котором участвовала. К сожалению, с этой работы пришлось уйти: нагрузка не самым лучшим образом сказывалась на здоровье. После Дома культуры год проработала секретарем в музыкальной школе. Когда родилась дочь, долго сидела дома — и у самой здоровья не было, и ребенку присмотр требовался. Так пролетело 5-6 лет, после чего позвали в детсад “Пиладзитис” — предложили полставки кастелянши и полставки кассира. Затем грянуло сокращение штатов, и я снова оказалась не у дел. В семье сложилась непростая финансовая ситуация, и мы приняли решение переселиться в Дагду”.

Андрис, супруг Инары — тоже бывший краславчанин. В советские годы работал шофером, затем пришлось переквалифицироваться, поскольку водители больше не требовались. Андрис стал столяром, трудился в мебельном цехе, но теперь и он безработный. Единственная дочь Лайла учится на 3-м курсе Латвийского университета, осваивает библиотековедение и информацию. Мама считает, что работу дочке придется искать в Риге, здесь, да и во всей Латгалии, с такой специальностью делать нечего. Но девушка по натуре боец и на достигнутом не остановится. Она из тех, кто самостоятельно прокладывает себе дорогу. Поскольку родители в силу объективных причин не могли оказать дочери весомой поддержки, она параллельно учебе работала. Легко ли выжить, зная, что мать тяжело больна? Лайле не понаслышке известно, что такое уход за человеком, прикованным к постели. Так что она приучена делать все сама, и это вошло в привычку. “Когда есть возможность хоть что-то скопить, чтобы выслать деньги дочери, она просит не беспокоиться: мол, сыта, — с повлажневшими глазами говорит женщина. — В Риге живет мой брат, и если станет совсем трудно, надеемся на его помощь”.

Уже три года Инара является активисткой дагдского инвалидного братства “Nema”. Она — умелая рукодельница. Впервые пришла сюда в сентябре 2008 года, когда проводился день открытых дверей. Затем побывала в дружном коллективе еще пару раз, а в январе стала официальным членом этой негосударственной организации. Благодаря переменам и стечению обстоятельств, Инара зарегистрировалась как безработная и вскоре вернулась на рынок труда — на время проекта была принята продавщицей в рыночный павильон.

“На работу меня взяли по рекомендации Марите Зарини, — вспоминает собеседница. — Проработала почти два года, поскольку моей предшественнице этот труд оказался не по силе. Это была программа субсидированных рабочих мест — великолепная возможность для инвалидов. Ведь с моим здоровьем трудоустроиться нелегко. Физически не могу работать из-за больных ног, за компьютером или с документами — после операции на глазах. Так что та работа стала для меня большой удачей, и все потому, что с приходом в общество инвалидов мой образ жизни стал иным, более активным. Теперь помогаю изготавливать различные рукоделия, например, украшаю льняные сакты. Братство играет в моей жизни важную роль: так же, как есть и пить, человеку необходимо общаться, приносить пользу обществу. К тому же, мне здесь нравится. Такие изделия дома не получатся. В обществе вижу смысл своего труда, ведь он кому-то нужен. Поделки дагдских инвалидов заказывают организации, люди выбирают их на подарки. А что дома? Складывать все в стопку? Здесь мне нравится потрогать каждую вещицу, подумать, как воплотить свою фантазию. Декорирую льняные броши, изготавливаю поздравительные открытки, сладкие композиции. Большое спасибо Сармите Кромане, которая обучила нас. Впрочем, лично у меня кое-какие навыки сохранились от мамы, это она учила вязать на спицах, крючком. Пока позволяло здоровье, я охотно этим занималась. То, что делаю теперь, наверное, привилось со времен работы в Краславском ДК, где по долгу службы приходилось искать разную информацию о рукоделиях. Огромное спасибо Констанции Скершкане, передавшей мне немало знаний, особенно в области народного творчества”.

В прошлом номере газеты мы рассказали о занятиях инвалидов в клубе “Фини-мини”. По сути, это утренняя гимнастика с танцами, которую ведет учительница Дагдской средней школы Айя Уткина. Однако сам дух танца в братство привнесла именно Инара: “Я увлеклась этим еще в 9-м классе. Как раз тогда в Краславском доме культуры работал Язеп Орницан, создавался молодежный танцевальный ансамбль. Протанцевала шесть лет, потом эпизодически “латала дыры”, когда возникала необходимость заменить заболевшую танцовщицу или составить пару танцору. Совсем покончила с танцами, когда устроилась в “Пиладзитис”. И вот теперь, с приходом в общество, вновь вернулась к этому занятию. Выполняем упражнения, какие кому по силам, иногда даже сидя. Уже есть результат”.

Недуг Инары — сахарный диабет — внешне никак не проявляется. Встретив эту женщину на улице, даже не заподозришь, насколько она больна, причем страдает этим с шестилетнего возраста. Особых неудобств не испытывает, если не считать переезды: их Инара переносит очень трудно, хотя лекарства всегда под рукой. Главные проблемы — от осложнений, вызываемых этим заболева- нием. А они начались в возрасте 20-25 лет. Да так, что пришлось многое изменить в своей жизни — не столь рьяно заниматься танцами, отказаться от возможности получить интересную профессию. Дело в том, что работники культуры советовали Инаре выучиться на руководителя танцевального ансамбля, однако медики были категорически против.

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Anvars, Oskars, Ritvars

Партнеры

  • Latvijas Reitingi