У природы нет плохой погоды, и даже в сумеречную пору предзимья на берегах рек и озер можно встретить людей.
Фотографы, рыболовы, велосипедисты, автомобилисты и пешие любители активного отдыха... Так хочется полюбоваться прощальными картинами уходящей осени. И всюду в поисках латгальского пейзажа вы непременно набредете на стоянки… нет, не первобытного человека, а людей, формально считающихся гражданами Европейского Союза, но по сути...
Уважаемые читатели, взгляните на фотообвинения, которые “украшают” данную статью. До боли знакомые сюжеты, которые публиковались на страницах нашей газеты и двадцать, и сорок лет назад. Все изменилось только к худшему: в век супермаркетов, множества малых магазинчиков и удобных для продажи пластиковых упаковок — пакетов, бутылок, флаконов, банок — нагрузка на природу возросла многократно. Главная беда заключается в том, что на утилизацию химических “подарков” природе понадобятся не годы — десятилетия. Химический состав речных и озерных вод улучшается, а вот физическое состояние... Такие мы хозяева!
Во время недавнего путешествия на круизном теплоходе к берегам Швеции меня больше всего поразила чистота морских вод у побережья скандинавской страны. Сотни островков с обязательными дачными домиками, кстати, очень скромной архитектуры, множество пирсов, лодочных причалов и полнейшее отсутствие мусора на лазурной поверхности. В уходящий сезон открытой воды я достаточно много времени с удочкой и фотоаппаратом провел на Даугаве. Уровень даже летних вод был относительно высоким. Постоянно печальная панорама: по речным волнам изо дня в день плыли к морю бутылки, пакеты и прочий хлам. Еще страшнее картина в прибрежной зоне, где среди кустов застряли сотни, тысячи предметов, недавних спутников человека, как бы облегчающих и даже украшающих наш быт. Только зачем этот вечный хлам природе, которая является бесценным богатством Латгалии? Ведь все эти “сувениры” белорусского и латвийского происхождения рано или поздно достигнут Балтийского моря, за чистоту которого так болеют цивилизованные жители Скандинавских стран. Скоро позорные следы пребывания у воды так называемых туристов прикроет снег, чтобы по весне талые воды вновь понесли по волнам улики преступного отношения человека к окружающей среде.
Порочный круг, который невозможно разорвать? На мой взгляд, перезревшую проблему, не терпящую отлагательств, можно и нужно решать комплексно — сверху и снизу. Очень печально, что в плохо управляемом государстве, где правительства меняются как перчатки, на десятилетия растянулись разговоры о необходимости вторичной переработки пластмассовой и стеклянной тары, которая и является главной угрозой природе. В стране победившей бюрократии и прославившейся на весь ЕС масштабами безработицы, стабильные цены даже в 3-4 сантима за сданную использованную емкость могли бы обернуться скорым двойным эффектом. Во-первых, сотни безработных смогли бы отправиться на берега и в пригородные леса, где давным-давно созрел невиданный доселе пластиково-стеклянный урожай, и таким образом поправить собственное материальное положение. Во-вторых, матушка-природа постепенно начала бы очищаться от коросты, скопившейся за последние десятилетия товарного изобилия.
В условиях рыночной экономики некоторые коммерческие процессы происходят как бы стихийно. Вот появился устойчивый спрос на металлолом, и от вторичного сырья заметно очистились территории бывших колхозно-совхозных мастерских и производственных участков. Что немаловажно, если серьезно говорить на тему туристических перспектив Латгалии. А вот в плане утилизации стеклянно-пластиковых отходов требуется решение сверху. Знакомая ситуация: о реализации подобных проектов республиканского масштаба пока лишь ведутся вялые дискуссии на государственном уровне.
Зато продолжается массированная рубка латвийских лесов, а о вторичном использовании бумажно-картонного сырья — ни слова. Вот и вылетают в трубу, в прямом и переносном смысле, тысячи, миллионы народных латов. Недавно, перелистывая последнюю страницу романа Болеслава Пруса “Фараон”, невольно зацепился взглядом за вкладыш с текстом “Сбор и сдача вторичного бумажного сырья — важное государственное дело. Ведь 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево, которое вырастает в течение 50-80 лет”. Книга издана четверть века назад, вот и выходит, что новое — это хорошо забытое старое.
Возвращаясь к вечно злободневной теме загрязнения окружающей среды, особую надежду возлагаю на педагогов и родителей. С младых ногтей мы обязаны внушать нашим чадам: лес, луг, берег — это не только природный дар, но и храм, в котором нет места нечистоплотным гостям. Множество стихийных свалок вокруг — это незаживающие раны на теле земли и прямой укор неблагодарным людям.
Отдых на природе — походы, вылазки, пикники, костры, шашлыки — стал массовым явлением. В нашем голубоглазом краю места хватит всем, только давайте соблюдать главное правило. Прощаясь с заветным уголком, не забывайте собрать не только свой, но и чужой мусор, чтобы отвезти его к ближайшему контейнеру, которые есть на всех окраинах города и прочих населенных пунктах. Ведь совсем не случайно в Латвии появился Цукменс, который постоянно призывает нас быть цивилизованными людьми. Живя на свалке, невольно захрюкаешь...
И последнее, о чем летом, в личной беседе на берегу озера Церпс меня просила уважаемая профессор, хозяйка дома выходного дня “Сидари” Рита Лиепиня. По весне озерные волны прибивают к благоустроенному берегу бутылки, сигаретные пачки, прочие многочисленные свидетельства пребывания на льду нерадивых поклонников зимнего ужения. Негоже превращать места активного отдыха в свалки — картина ведь типичная. Глоточек горячительного перед обедом на морозце — дело святое. Только давайте вспомним, что в арсенале подарков и сувениров у каждого из нас имеется металлическая фляжечка. Так стоит ли тащить на лед стеклотару, чтобы оставить о себе черный след на льду. Закончив трапезу на свежем воздухе, следует взять за правило — убрать в рыболовный ящик все то, что осталось от привала.
Приятного вам отдыха у воды в любое время года!
Алексей ГОНЧАРОВ.