В наши дни этот вопрос обрел особую актуальность, причем как для горожан, так и для сельчан, которые также не смогли избежать процесса урбанизации. К тому же, тема — одна из самых неприятных для депутатского корпуса, когда заходит речь о том, кто, кому и сколько платит.
Мы решили побеседовать с руководителем Краславской краевой думы Гунаром Упениеком, хотя данная проблема наверняка злободневна и для других жителей нашей грешной страны.
— Не первый год владельцы приватизированных квартир чувствуют себя обманутыми: одно время платежная сумма за квартиру была одинаковой и для собственников, и для съемщиков. Имущество самоуправления сдавалось внаем практически даром. Напрашивается вывод: всем, кто желает что-то арен-довать “на халяву”, надо срочно обращаться в думу — авось депутаты будут так добры, что позволят пользоваться своими домами, авто и прочими благами за один сантим в месяц. Почему не устраняете очевидную несправедливость? Приватизированную квартиру каждый содержит сам, съемную — самоуправление, за счет налогоплательщиков…
— Когда мы брались за этот вопрос, речь шла о гораздо большей сумме. Однако остановились на одном сантиме, так как тот год был крайне неблагоприятен в плане финансов. Постепенно плата будет повышаться, думаю, это случится уже в будущем году. Действительно, один сантим — это несерьезно, но исключительно потому, что в минувшем году многие семьи оказались в критическом положении. На арендную плату нам указывает также Госконтроль, так что решение принимать придется. Претензии, конечно, будут…
— Но ведь приватизационные сертификаты дали всем, и у каждого была возможность жилье приватизировать…
— Это так.
— Почему долгие годы не решается вопрос уборки лестничных клеток? На собрании пенсионеров руководство предприятия предлагало разные решения: например, вносить дополнительную плату за уборку либо самим взять дом на содержание и хозяйничать в нем по собственному усмотрению. Кстати, кое-кто в Краславе уже имеет горький опыт с таким хозяйствованием. Возможно, сам подход был несерьезным, но, скорее всего, не хватило знаний, ведь схемы бывают разные, и не каждая себя экономически оправдает. Почему бы не заняться просвещением населения? Например, в Дагде хотя бы попытались что-то делать — организовали поездку в Резекне, чтобы ознакомиться с программой утепления, однако из-за пассивности жителей она сорвалась. В Краславе даже подобных попыток не было…
— У нас есть положительные примеры, благополучные в этом плане дома. Например, в доме по улице Аронсона, 8, где жильцы убирают лестницу по графику. Конечно, в многоквартирном доме действительно непросто договориться, а главное, выполнять договоренности. Есть и негативные примеры. Ближе к отопительному сезону встал вопрос о подключении к теплоснабжению жилья кооператива “Флорупите”. Это было сделано в последнюю очередь, поскольку существует проблема оплаты. Люди не знали, куда уходят их деньги, перечислены они предприятию или нет. Теперь там новый руководитель, на мой взгляд, этот человек на своем месте — хочет работать, причем результативно. Мы же постараемся помочь ему в этом.
Разумеется, есть неплательщики, живущие за чужой счет. Так будет всегда, вместе с тем систему следует отладить таким образом, чтобы остальные не страдали. Случаются жалобы на чрезмерную жару в квартирах.
— Между тем, никто еще не обратился с просьбой снять лишние батареи, возможно, когда-то “умыкнутые” со стройобъекта и нелегально установленные в квартире. В то же время, ходатаев за снижение подачи тепла предостаточно, причем проживают они, как правило, в более комфортабельных серединных квартирах.
— Поэтому мы и требуем, чтобы в каждом доме был ответственный, через кого эти вопросы решались бы. Но не из тех, кто громко говорит на собраниях и кому не доверяют сами жильцы. Что же до содержания дома, то тут действительно есть варианты: не нравится, как работает “Краславас нами” — проводите общее собрание, соберите более 51% подписей и поручайте это дело любой другой фирме.
— …И крикуны тут же подсуетятся, возьмут дом на содержание с отменой соответствующей платы. Между тем, строения не молодеют, и на их содержание потребуются деньги. Всем известно, с какими проблемами сталкиваются жильцы многоквартирных домов на селе, когда встает вопрос о ремонте кровли: верхние этажи маются, нижним же ни холодно, ни жарко — на них-то не течет. Пока вода не дойдет до подвала и не разрушится дом… Снова виновата дума? Точно так же жильцы средних квартир не желают понять, что их комфорт обеспечен за счет угловых, служащих чем-то вроде утеплителя, которого на торцевых стенах нет и при теперешних “заинтересованности и достатке” горожан в ближайшее время не предвидится.
— Что касается вопросов утепления, то в рамках кампании “Живи в тепле” в Краславе состоятся семинары на тему реновации многоквартирных жилых домов, на которых расскажут об условиях участия в программе Европейского фонда регионального развития (ERAF) “Меры по улучшению сохранности тепла в многоквартирных домах”, а также о том, что она дает.
Проблема с информированностью населения существует не только в Краславе, программа пробуксовывает по всей стране. Лучше уж отдали бы эти деньги самоуправлениям на утепление наших зданий. Заниматься реновацией жилья мы не вправе, это могут делать только сами жильцы. Работает целое министерство, оно и должно разъяснить людям, как и что делать. Самоуправление здесь бессильно.
С другой стороны, владельцам частных домов никто даже полпроцента не даст на утепление. Многоэтажкам отстегивают половину суммы, все равно не хотят. Насколько мне известно, частники в Краславе были бы рады и меньшему проценту, однако они лишены даже такой возможности. Вопрос, интересный для психологов: если я живу в многоквартирном доме, значит, за него отвечает дума? Если держу котика, то непременно надо подпереть дверь кирпичом, чтобы он мог беспрепятственно бегать туда-сюда? В таком случае не будем возмущаться внушительным счетам за отопление. Частник к этому относится более вдумчиво.
Конечно же, стоимость утепленного дома возрастет в двух-, даже трехкратном размере. Жильцы отдельных домов вполне платежеспособны, однако сами ничего не делают. Их отношение выражается одной фразой: мол, сколько мне тут осталось жить…
— Проблемой, считай, каждого многоквартирного дома в Краславе стали стихийные автостоянки: машин во дворах становится все больше.
— Если сможем утрясти земельные и ряд других вопросов, то сооружение стоянок объединим с заменой внутридворовых теплотрасс и пешеходных дорожек. О подземных парковках речи не идет, только о нумерованных — чтобы никто другой, кроме владельца, машину здесь не ставил. Упрощенная схема может выглядеть следующим образом: имеешь квартиру — будь добр внести свою долю и получай в пользование номерную стоянку. Разумеется, не всюду они будут расположены возле домов, имеется много свободных площадей на так называемом “аэродроме” возле бывшей котельной, напротив магазина “Mego”, где улица чересчур широка для езды.
Да, люди перестали ходить в гаражи и норовят припарковаться возле дома, однако мы не позволим перегораживать дворы, и непременно будем искать решение. Предстоит составить план, а заниматься этим вопросом поручено ООО “Лабиекартошана К”, “Краславас нами” и городским архитекторам.
— Допустим, сегодня у кого-то машины нет, а завтра он ее купит. Что тогда?
— Не следует допускать, чтобы один жилец захватил, скажем, десять стоянок. Такую возможность надо дать каждому, хотя на сегодняшний день трудно всех сосчитать. Летом человек живет на селе, зимой перебирается в город, так как не хочет заготавливать дрова. Затем ропщет на дорогое отопление.
— Кстати, зима на подходе. Улица Сиена возле источника весьма оживленная — дети, взрослые. Зимой там небезопасно, покрытие неровное, люди скользят, падают. Запрещающий знак стоит, однако некоторые водители его игнорируют. Может, есть смысл положить бетонные перегородки для машин или установить видеонаблюдение, чтобы полицейские знали, кому штрафные квитанции выписывать? Ведь когда построят новый супермаркет, желающих срезать крюк будет еще больше.
— Подумаем, что тут можно сделать.
— Спасибо за ответы!
Юрис РОГА.