В районном доме культуры открылась юбилейная выставка картин Освальда Звейсалниека, от начала до конца посвященная нашему городу.
Торжественное мероприятие по этому случаю прошло в полном зале: художника от всей души поздравили почитатели его таланта, друзья и знакомые, другие люди. Особо подчеркивалась бесценная заслуга художника перед Краславой и краславчанами. Эта выставка — лишь часть экспозиции “Белая церковь”, посвященной 65-летию живописца, которую можно было увидеть с 21 марта по 18 апреля в Большом зале Латгальского культурно-исторического музея в Резекне. Вторая часть сейчас находится в Риге.
Доцент Латвийской художественной академии Ингрида Буране в недавно вышедшем каталоге картин “Белая церковь” пишет: “…в ходе времени все более отчетливой становится конфигурация двадцатого столетия: Вильхельм Пурвитс—Эдуард Калниньш—Индулис Зариньш—Освальд Звейсалниекс. Будучи профессорами Латвийской академии художеств в разные десятилетия, каждый из них учил своих воспитанников идейной преемственности, вечности культурных ценностей, чувству прекрасного и выразительной силе искусства.
Так же как Пурвит характерной приметой Латвии сделал вешние воды и березовые рощи, Освальд Звейсалниекс закодировал в латышской живописи и сознании наличие “третьей звезды” в виде белых двуглавых церквей как доминанты”.
О. Звейсалниекс родился 21 марта 1944 года в Вараклянах. Окончил Латвийскую художественную академию. Не только художник, но и член Союза художников Латвии, педагог, профессор, Почетный гражданин Резекне, кавалер ордена Трех Звезд, заметный общественный деятель, активист Атмоды, политик...
Художник много работал именно в нашем городе. Даже Резекне реже удостаивалась чести быть запечатленной на его картинах, чем Краслава. Эта выставка одновременно воспринимается как знак благодарности мастера кисти нашему городу и его жителям за предоставленную ему возможность творить.
— Чем для вас привлекательна Краслава в первую очередь?
— Городу крупно повезло — у него богатая история. Причем Краславу пощадила война: да, она пострадала, но не была разрушена так, как Резекне. Здесь уцелел исторический пласт, созданный временем и людьми, а это для художника всегда занимательно и интересно. Пока то или иное место, дом, улица не помнят шаги целых поколений, они как бы голые, ненасыщенные содержанием. Именно поэтому во все времена художников так манят старинные города и улочки. Я пишу пейзажи. Если за 25 лет мне и удалось достичь чего-то заметного, то за это надо благодарить именно Краславу.
— Простой народ всегда интересовало: возможно ли искусством прокормиться, да и вообще прожить?
— Когда-то — вполне. Пока существовали Союз художников Латвии и Художественный фонд, был государственный заказ, деньги для музеев. Два-три года я жил только за счет живописи, ну, еще полставки в школе. Сегодня я работаю намного больше: яв-ляюсь профессором Латвийской художественной академии, преподаю живопись, кроме того, возглавляю Резекненское училище искусств и дизайна. Собственно живописи посвящаю лето или осень, состою в команде пленэристов, которые всегда в пути. Этой весной пленэр проходил в Резекне, на очереди Краслава и Прейли. Непременно участвую в них. Тем более что в остальное время не до картин — надо учить молодых.
— И какова же она, современная молодежь, которой суждено задавать тон в живописи?
— Разная — как всегда. Слабые со временем отсеиваются. В художественное училище приводит мама или папа, в академию идут самостоятельно. Те, кто учится в нашем филиале академии, — люди одаренные, практически все наши будущие магистранты поступают в бюджетную группу. Так что по части талантов, думаю, у нас все в порядке.
— Испытывает ли молодежь тягу учиться живописи?
— Пока да. Конечно, не как прежде, когда на одно место в академии претендовало десять человек, но группы комплектуются, и свободных мест нет.
— А как обстоят дела с трудоустройством молодых художников?
— Наряду с представителями любой другой профессии в современной Латвии часть молодых специалистов уходит в большой мир: наши работают в США, Италии и других европейских странах. Будучи еще студентами, пытаются куда-то устроиться.
— Спасибо за ответы!
Юрис РОГА.