Переворот или вынужденный шаг?

Взгляд в прошлое Время мчит неумолимо, а календарь исторических событий Латвийской Республики фиксирует круглые даты — политические, трагические...

Ровно 75 лет назад случился государственный переворот, когда междоусобные распри партий вынудили премьер-министра Карлиса Улманиса распустить сейм и взять бразды правления страной в свои руки.

Через пять лет началась Вторая мировая война, итоги которой изменили не только географическую карту Европы, но и сознание людей. Бывшие социалистические страны вновь ощутили силовое деление на своих и чужих. Особенно после массовой депортации людей в Прибалтике, шестидесятилетие которой Латвия, Литва и Эстония отметили совсем недавно.

В этой связи есть повод сосредоточить внимание на исторической дате 15 мая, когда ровно три четверти века назад вождь Крестьянского союза Карлис Улманис вместе с единомышленниками избрал курс вынужденной диктатуры. Все начиналось так.

17 марта 1934 года Карлис Улманис стал премьером и сформировал правительство. В его ведение вошли все силовые структуры: полиция, армия, айзсарги, что и создало реальные возможности для переворота. 15 мая войска были в боевой готовности, а основные задачи выполняли полиция и айзсарги. Они заняли главные объекты столицы и арестовали социал-демократов и лидеров других левых партий. По некоторым данным историков, по всей стране задержанных было 2000 человек, из которых большую часть быстро освободили. Мой знакомый социал-демократ из Извалты рассказывал, что был задержан только на две недели.

Переворот проходил достаточно мирно — без крови и силовых стычек. В государстве было введено военное положение. Распущен сейм, приостановлена деятельность всех политических партий, а также большинства обществ и негосударственных организаций. По рассказам людей, которые были свидетелями того периода, в народе ходили слухи, что К. Улманис считал сейм базаром, где приходилось долго торговаться, чтобы что-то купить.

Законодательные функции перенял новый Кабинет министров под руководством Карлиса Улманиса. В Латвии уже тогда был популярен в народе радиофон (радио). Прослушав новости, соседи собирались вместе для обсуждения. 16 мая премьер Карлис Улманис и военный министр Янис Балодис издали обращение к народу, в котором сообщалось: сделаны чрезвычайные шаги для сохранения внутреннего порядка. Высказывалась уверенность, что эти перемены дадут нам единую, крепкую и счастливую Латвию, где восторжествует латышскость.

На второй день переворота было сообщено, что скоро будут приняты постановления о создании акционерных обществ и кооперативов, а также создадут кредитный банк для промышленников и крестьян с низкими процентными ставками по кредитам. К. Улманис по профессии был агроном и экономист.

Используя военное положение, правительство издало распоряжение о запрете манифестаций и уличных шествий. Введена цензура и запрещены многие печатные издания. Закрылись основные школы нацменьшинств, остались только гимназии и частные учебные заведения. Затем последовал роспуск избранных самоуправлений, а в дальнейшем все должностные лица назначались министром внутренних дел.

В некоторых государствах Европы, как и в Латвии, страной стали руководить лидеры — вожди народа.

После Первой мировой войны многие страны Европы декларировали свою независимость, что и привело к образованию новых государств, которые вписали в свои исторические календари новые памятные даты. У Финляндии — 6 декабря 1917 года, у Литвы — 16 февраля 1918 года, у Эстонии — 24 февраля 1918 года, у Латвии — 18 ноября 1918 года. Свою независимость трем прибалтийским странам и Финляндии пришлось отстаивать в войне с большевиками. Финляндии помогла Германия, Эстонии — Финляндия, а Латвии — Эстония и Польша. Финансовую помощь нашей стране оказала и Литва. Латвия и Литва были вынуждены вести войну с бермонтовцами. В это время у Литвы был территориальный конфликт с Польшей, но в конечном результате все обошлось.

Заключив мир с СССР, правительство ЛР принялось решать не только политические, но и экономические задачи. Аграрный вопрос был самым значимым, и он стал в итоге стабилизационным для всего государства. Успешное проведение аграрной реформы, создание земельного фонда, в который вошли владения бывших баронов, графов... Если землевладелец не боролся против независимости Латвии, ему оставляли центр поместья и 50 га земли. Половина всех земель, лесов, озер и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий были разделены безземельным и малоземельным кресть-янам, средняя площадь — 22 га. Наделы передавались в частную собственность за умеренную цену — 10 - 20 латов за гектар.

Участникам освободительной войны полагались пятидесятипроцентные скидки, а инвалиды получали землю бесплатно. Награжденные орденами, кроме земельных участков, получали еще и недвижимость. Так, в Краславе большую мельницу получил кавалер ордена Лачплесиса Артур Апарниекс. Вторая мельница, малая, принадлежала Рубулису.

Чтобы экономически поддержать новых землевладельцев и открыть возможность приобретения сельскохозяйственной техники, строительных материалов, государство осуществило широкую льготную кредитную политику. Первые пять лет новые землевладельцы освобождались от налогов.
Благодаря аграрной реформе на селе произошли большие перемены, особенно в Латгалии. С 1928 по 1932 год — формирование хуторской системы.

Государственные нововведения способствовали интенсивному использованию земли, увеличению пло- щади пахотных угодий, поголовья породистого скота.

Эдмунд ГЕКИШ.

(Продолжение следует).

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Gints, Uvis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi