Чем ближе выборы самоуправлений, тем больше причин для беспокойства у жителей села. Например, что будет с многоквартирными домами? Кто отремонтирует протекающую крышу, прочистит засоренный стояк, починит лопнувшую водопроводную трубу?
Предприятие “Latvijas propāna gāze” ловко избавилось от обслуживания сельчан, проживающих в многоквартирных домах и до недавнего времени получавших газ их подземных емкостей. Теперь и млад, и стар, в том числе обессилевшая бабулька, должны сами тащить баллон в квартиру, чтобы сварить кастрюльку супа. Сурово, но определенно. Зато в других сферах сплошная сумятица: многоквартирные дома в сельской местности зачастую не оформлены как собственность, плата за их содержание с квартировладельцев не взимается, а обхозяйствование фактически ведут самоуправления. Вряд ли так будет, когда образуется уезд.
Руководитель районной стройуправы Валдис Вилюмс считает: любая недвижимость должна иметь Земельную книгу, так же, как человек — паспорт. Многоквартирные дома в волостях тоже необходимо зарегистрировать на чье-то имя. Фактическое же положение таково: в свое время люди приватизировали квартиры за паи либо у кого-то купили — на том сельская приватизация в большинстве мест и закончилась. Но ведь и приватизированную квартиру владелец обязан оформить в Земельной книге.
В. Вилюмс: “Если вопросы принадлежности многоквартирного дома еще не улажены, жильцы могут объединиться и создать, скажем, общество или кооператив, где каждому будет принадлежать идеальная часть недвижимого имущества. Это означает, что хозяевами дома станут все его жильцы, но это должно быть документально зафиксировано. Однако есть проблема: люди зачастую не могут договориться, так как отличаются не только их доходы, но и уровень образования, понимание тех или иных вопросов”.
Что делать? По мнению руководителя районной стройуправы, нет никакого смысла торопиться уладить то, чем не занимались десятилетиями. Лучше подождать, пока образуется край, до тех пор все равно ничего не успеть. На данный момент главная трудность жителей неоформленных в собственность домов может состоять в наследовании жилья. Иных проблем быть не должно, коммунальные платежи будут соответственно переоформлены. Правда, в случаях, когда владелец квартиры не платил за содержание дома, арендатор не вносил квартплату, а самоуправление помогало чинить прохудившуюся крышу, ведь там живут свои избиратели. В уезде наверняка так не будет продолжаться.
В. Вилюмс: “Самое правильное решение для жильцов — сложиться и отремонтировать дом. Но опять же все упирается в вопрос собственности. Думаю, что волостям было проблематично занести многоквартирный дом в Земельную книгу на свое имя, поскольку их строили колхозы и совхозы, а люди выкупали квартиры за паи. Но дальнейший процесс затормозился, большинство жильцов волнует собственная квартира, а не весь дом”.
Еще одна наболевшая проблема — дровяные сарайчики. Вопрос можно решить, но нужна политическая воля. Основная трудность в том, что принадлежат эти постройки в основном пожилым людям, которые сами вряд ли в состоянии разобраться с ними. С точки зрения господина Вилюма, самоуправление могло бы пойти на встречу жителям и помочь уладить вопросы незаконных построек. Во многих поселках многоэтажки органично вписываются в окружающий пейзаж, но все портят понатыканные как попало хозпостройки.
Нельзя обойти вниманием еще один вопрос — самовольно переделанную систему отопления многоквартирных домов. Кое-где, правда, сохранилась централизованная подача тепла из пристроенной к дому котельной. Но во многих квартирах сложены печи, а дым выводится в вентиляционную шахту или трубу. Кстати, кое-где даже трубу каждый хотел собственную.
Предпринимались и другие, не менее оригинальные ходы. По словам руководителя стройуправы, камень преткновения в этом деле — отсутствие проектов. В середине 90-х система отопления сельских многоквартирных домов переживала острый кризис, и каждый решал проблему, как мог. Особых трудностей пока не наблюдалось, но юридически неузаконенная система отопления сельского жилья — бесспорный факт. Все хорошо пока не случается ничего плохого, пока в какой-нибудь из квартир не случился пожар и неисполнение закона не выплыло наружу.
Как обстоят дела с частным жилым сектором?
В. Вилюмс: “Там проблем не должно быть, если, конечно, все постройки легализованы. Верю и надеюсь, что с образованием края все изменится к лучшему, во всяком случае, так должно быть. Уезду непременно нужен специалист в области строительства, находящийся ближе к людям. Каждая отдельно взятая волость не могла себе этого позволить, краю же, думаю, будет под силу”.
Юрис РОГА.