Кто вернет последнюю радость?

В интересное время живем: власти всех уровней возвели барьеры между управленцами и народом.

Первые заботятся исключительно о собственном благе, вторые предоставлены самим себе. В результате такого отношения Латгалия превратилась в сплошную зону бедствия, где в основном остались горевать одни старики.

В редакцию позвонила Татьяна Богданова и пожаловалась корреспонденту: ее лишили возможности регулярно получать газету “Эзерземе”. И я отправился в путь. Рудушки — край староверов. А деревушка Грижанки, в которой живет наша подписчица, приютилась меж двух озер. Не все дома здесь уцелели, но жизнь еще теплится.

… Простая деревенская женщина очень ждала гостя из редакции. До этого года у нее не было проблем с доставкой “Эзерземе”, которую Татьяна Богданова выписала, как всегда, на год. Сложности начались после ре-формы, когда у почтальонов появились автомашины. Вручая январскую пенсию, новый почтальон Галина Лелян намекнула, что за лат в месяц доставит газету на хутор, а если — нет, то будет оставлять почтовые отправления в Рудушках. К компромиссу не пришли: для пожилой женщины в возрасте за 83 года двенадцать латов в год — сумма серьезная. Из своей скромной пенсии ей ежемесячно только на лекарства приходится отдавать полсотни латов. Как раз здоровье ее-то и подвело: болят спина, нога. До большака она кое-как добирается, чтобы дождаться автобуса и съездить в Дагду за продуктами. На обратном пути водитель автобуса тоже выпускает старушку на перекрестке, откуда прямой путь в Грижанки. И пусть до Рудушек отсюда рукой подать, больной женщине все же трудно подниматься в гору к центру поселка, где висит на стене сарая ее почтовый ящик.

На редакционной автомашине мы не только преодолели путь от Рудушек до дома Богдановой, но и проверили по спидометру расстояние — без малого один километр. Проселок тот не стану нахваливать: на Фомихиной горе в ливень и распутицу действительно можно забуксовать. Но в целом ничего страшного, и при желании на почтовой машине можно добраться. Но вот грянула почтовая реформа и, как выяснилось, отнюдь не во благо клиентов. Эдгар Бижан, инструктор отдела почтовой сети, обслуживающего Даугавпилс, Краславу и Прейли, пояснил мне, что согласно новым предписаниям, клиенты обязаны устанавливать почтовые ящики не далее, чем в десяти метрах от дорог волостного значения, к которым проселок, ведущий в Грижанки, видимо, не относится.

Равнодушное, порой даже циничное отношение к нуждам простого человека — примета нового времени. Правда всегда на стороне людей служивых, которые сочиняют выгодные для себя инструкции, а ты, хуторянин живи как знаешь. Ну и что с того, что клиент выписал “Эзерземе” на год, при этом половину стоимости абонемента составляет плата за почтовые услуги? В результате получил услугу не совсем полноценную.

Войдем в положение нашей подписчицы. Она прожила нелегкую жизнь — долгие годы работала в полеводстве и животноводстве. Воспитала четверых детей, которые обосновались с семьями в городах. Двенадцать внуков у бабушки Татьяны! И вот на склоне лет она оказалась без любимой газеты, на которую, как и прежде, оформила подписку. Так и сказала: “Раньше спать не ложилась, пока не прочитаю свою “районку”. Новости интересны, когда они свежи. А сейчас хорошо, если кто-то из соседей сжалится и два-три раза в месяц занесет скопившиеся в Рудушках газеты. Не виновата я, что силы и здоровье на исходе… Год назад от удара молнии вышел из строя телевизор, теперь вот и без газет осталась. Если почта прекратила доставку, пусть вернет хоть деньги…”

На обратном пути я заглянул в Рудушки и с помощью добрых людей отыскал почтовый ящик Татьяны Богдановой, в котором скопилась пачка газет “Эзерземе”. Возвращаться в Грижанки не было времени — опаздывал на фотосъемку в сельской школе. Очень обидно было за людское равнодушие, с которым в очередной раз соприкоснулся. Даже из такой ситуации есть простой выход — установить ящик на перекрестке проселка из Грижанок с большаком Андзели-Рудушки. Тогда пожилая женщина смогла бы получать газеты хоть раз в неделю, когда отправляется в Дагду за хлебом.

Одинокие люди время от времени обращаются за помощью к нам, в редакцию. А почему же не в родную волость? Не случайно в начале статьи я упомянул о барьере между властью и народом. Изложенная проблема отнюдь не почтовая, она гораздо глубже и называется дефицитом человеческого сострадания. В борьбе за выживание очерствели сердца даже сельских людей, чего ранее никогда не случалось. Между тем, от старости никому не уйти… Права Татьяна Богданова, с горечью сказавшая: “У меня отняли последнюю радость…” Кто поможет вернуть ее?

Убежден, что эта история — типичная для нашего хуторского края и служит очередным подтверждением реформирования со знаком минус. Так что кризис у нас не только экономический, но и нравственный.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Cecīlija, Cilda

Партнеры

  • Latvijas Reitingi