В. Стикут: “Я — за сельчан!”

Объединение — не за горами, между тем вопросов меньше не становится. В связи с этим я пригласил на интервью руководителя Дагдской городской думы Виктора Стикута.

В конце минувшего года газета “Эзерземе” сообщила о завершении общественного обсуждения 1-й редакции проекта объединения самоуправлений Дагдского края, объявленное Дагдской городской думой, Андрупенским, Андзельским, Асунским, Берзиньским, Дагдским, Эзерниекским, Константиновским, Кеповским, Свариньским и Шкяунским волостными советами. Все предложения жителей обсуждены на общем собрании руководителей самоуправлений края.
— Появилась ли хоть какая-то ясность в том, что будет с дорогами, транспортом, жилым сектором, школами и дошкольными учреждениями? Как скажется реформа на сельскохозяйственной отрасли и развитии села в целом?

— Ваши вопросы созвучны с теми, которые волнуют меня, и на которые я пытаюсь найти ответ, поскольку живу с мыслью, что после реформы людям должно быть лучше, чем теперь. Выкристаллизовались именно эти сферы, на них и следует обратить внимание в первую очередь.

Меньше всего будущего уезда касаются дороги 1-й и 2-й категории, поскольку о них заботится государство. А вот внутриволостные дороги — наиважнейшая проблема. По нашим подсчетам, их общая протяженность составляет 560 километров. В настоящее время закупку на содержание этих дорог производят волости, с образованием же уезда процедура будет касаться всех дорог в общей сложности. Я поинтересовался у фирм, занимающихся содержанием дорог 1-й и 2-й категории, смогут ли они участвовать в закупках. Оказывается, на сегодняшний день мощностей у них недостаточно, и все это хозяйство подчинено содержанию государственных дорог. К тому же пока они не жаждут обслуживать сложные волостные дороги — вполне устраивают имеющиеся объемы. В будущем эти предприятия могли бы расширить свой технический парк, вот только вопрос содержания дорог — не из тех, которые можно отложить: дороги должны быть в порядке ежедневно, ведь это жизненно важно. Таким образом, следует со всей серьезностью задуматься над созданием в уезде структуры по содержанию дорог.

— И как она могла бы выглядеть?

— Самоуправлению лучше всего создать собственное агентство или учреждение, которое заключало бы договора с крестьянами и предпринимателями, уже теперь реально занимающимися обслуживанием дорог. Закон это допускает. К сожалению, дорожная техника, которой владеют крестьяне, сильно изношена либо вообще не функционирует. Потому агентству или учреждению потребуется собственная база, новая техника, которая будет находиться в присоединившихся волостях. Исходя из объема финансирования, придется разрабатывать свою модель содержания дорог.

— Что-то конкретное уже делается в этом направлении?

— Нет, это лишь мое предложение. Никому не известно, на каких должностях мы окажемся после выборов. Возможно, придут другие люди, и их точка зрения не совпадет с моей или моих коллег. Однако решать вопрос надо теперь. Когда наступит время заниматься дорогами, будет уже поздно. Не исключено, что кто-то думает иначе: скажем, передать волостную дорожную сеть литовцам или кому-то другому. В Латвии уже есть примеры дорожного строительства с привлечением иностранцев, но, по-моему, правильнее доверить дорожные деньги своим людям. В таком случае денежные средства обращались бы через наши магазины, и хотя бы на первом этапе оставались в регионе. Это выгодно уезду: чем выше денежный оборот, тем больше возможностей для роста. Заниматься обслуживанием дорог могли бы люди, которые делают это сегодня. Таким образом, решился бы вопрос занятости. Но готовиться к этому нужно своевременно, чтобы появилась соответствующая над-стройка.

— Останутся ли в уезде школы, детсады?

— Вопрос их закрытия даже не обсуждался. Страшно подумать, какие страдания это принесло бы родителям и детям, если школа будет находиться в десятках километ-ров. Ведь каждому из нас хорошо известны возможности маленького ребенка. Поэтому мы никогда не выступим за ликвидацию учебных заведений, если, конечно, не прикажет министерство. К сожалению, дальнейшее существование школ находится под угрозой: если детей будет меньше, чем планирует министерство, а самоуправлению запретят доплачивать из бюджета, то не останется ничего другого, как школу закрыть. Не выполнять закон мы не вправе. По сути, все зависит от того, насколько крепкими будут наши семьи, что, в свою очередь, сопряжено с рядом экономических факторов: например, качеством жизни на селе.

Кстати, в дагдском детсаду “Саулите” уже теперь не хватает мест — в очереди стоят 85 детей. Заведующая детсадом представит письмо в Управление образования, Дагдская дума обратится в Министерство по делам детей и семьи, Министерство образования и науки: имеющиеся помещения уже не удовлетворяют потребности. Согласно перспективному плану развития государства, уезды, куда входят бывшие райцентры, имеют право стартовать в проектах и получить деньги на строительство новых детсадов. У остальных такой возможности нет. На наш взгляд, подход следует пересмотреть: нужно исходить из необходимости, а не из территориального деления. Министерство экономики предлагает типовые проекты детсадов на 120 мест, самоуправлению даже не надо вкладывать свои средства. Нужно лишь выделить место и обосновать потребность в таком учреждении.

Если 85 детей надо держать на очереди, таким образом лишая людей возможности искать работу и содержать семью — это ли поддержка села? Мы до последнего должны бороться за то, чтобы человек остался в деревне, имел возможность зарабатывать и кормить семью. Кстати, горожане напрасно сетуют на дороговизну продуктов, ведь и крестьянину произвести все это недешево. Попробуйте сами, и узнаете, что почем! Словом, я отстаиваю интересы жителей села, какой области они ни касались бы.

— Большинство сельчан способны достойно обеспечить семьи лишь при наличии крупного производства. А что же остальные?

— Посевные площади растут, правда, расширяются лишь так называемые крупные крестьяне, уже закрепившие свои позиции, потому способные успешно стартовать в проектах, брать кредиты. У слабых такой возможности нет. Если бы я сегодня решил начать хозяйничать на земле, деньги на развитие вряд ли получил бы — в основе должно лежать производство. Вопрос непростой, причем имеющий прямое отношение к человеку и среде обитания. Меня заинтересовал опыт Саулайне, где для отопления жилых домов пользуются скру-ченной в рулоны соломой, травой. Надо съездить, посмотреть: возможно, и мы заинтересуем крестьян возможностью стать энергетически независимыми. Можно ведь выращивать зерно на биогорючее, а солому продавать на топливо. Технология — безотходная, источник энергии — естественно возобновляемый. В выигрыше и мелкий крестьянин: если нет необходимости в соломе и траве на корм, он сворачивает их в рулоны и продает на топливо в своей волости. Поэтому стоит поближе ознакомиться с опытом Саулайне — возможно, и мы сможем подключиться к программе обеспечения и улучшения теплоснабжения. Было бы замечательно, если б через год удалось запустить первый котел, где источником энергии служила бы солома. Тем более что щепа и дрова дорожают, а воспроизводится древесина намного медленнее, чем трава и солома. В этом плане новая технология кажется весьма перспективной. К тому же, согласно директиве ЕС, в недалеком будущем 10% от общего объема горючего в Латвии должно быть биологическим.

— Не только в Дагде, но и на всей территории будущего уезда стоят многоквартирные дома. Во многих местах не доработаны вопросы собственности: скажем, квартира приватизирована, а кому принадлежит дом, неясно. Жильцы опасаются, смогут ли они и дальше занимать квартиру.

— Количество многоквартирных домов на территории уезда знаем точно, и не стоит беспокоиться, что кого-то не учли. Проживание в таком доме — это плюс, поскольку содержать его проще и дешевле. Частное строение требует больше вложений, чем многоквартирный дом, жильцы которого сообща могут решить вопрос замены кровли, утепления стен, обновления коммуникаций. Можно уладить все вопросы, если взяться за них всем миром. Если отрегулировать на селе теплоснабжение с использо-ванием возобновляемых природных ресурсов, отопление домов было бы весьма эффективным: теплоотдача от соломы выше, нежели от дров — это доказано наукой.

— А как будет решаться вопрос содержания таких домов? Представим ситуацию: протекает крыша, жители звонят в уездную думу либо ее структурное подразделение, а там им заявляют, что у дома нет хозяина. В настоящее время многие проблемы в волостях решают на основе личных контактов, доброй воли, взаимовыручки. В уезде же, похоже, будет по-другому…

— Немного времени до реформы еще есть, чтобы самоуправления и жильцы разобрались с вопросами собственности. Обязательно нужно внести ясность: кому принадлежит квартира, а кому дом — самоуправлению или частнику, скажем, кооперативу. О своем жилом фонде — домах и квартирах — будет заботиться самоуправление. Теперь Дагдское коммунальное хозяйство обслуживает город, впредь ему придется взять на себя и жилой фонд в волостях. Конечно, на местах останутся люди, которые будут заниматься этим хозяйством, однако с принадлежностью домов следует разобраться до образования уезда — это значительно облегчит жизнь. Все должно быть занесено в Земельную книгу.

— Не выйдет ли так, что имущество ничейное и виноватых не будет?
— Вполне может случиться — пока не наведем порядок в делах. В Дагде насчитывается 67 самоуправленческих квартир, мы постепенно заносим их в Земельную книгу, а с жильцом заключаем договор о найме. На основе добрых взаимоотношений дела больше не делаются: самоуправление может стать инициатором, например, замены кровли на доме, где имеются его квартиры, обсудив вопрос со всеми жильцами. Народ сегодня инертный и договориться трудно, хотя проживание в многоквартирном доме обходится дешевле, чем в частном.

— Когда стали разваливаться колхозы и совхозы, обеспечивавшие централизованное отопление многоквартирных домов, жильцы решали эту проблему как кому заблагорассудится. Плиты и печи сложены без проекта, на глазок. В одном доме поставили общую трубу, в другом — каждый свою, в третьем — вывели дымоход в вентиляционную шахту. Не придется ли сельча-нам нести дополнительные расходы в связи с проектированием, перестройкой?

— Вопрос скользкий и останется таким еще долго. Тот, кто перестраивался без проекта, сильно рисковал: стоит в доме возникнуть пожару, и этим займутся соответствующие службы, может наступить даже уголовная ответственность. К образованию уезда это не имеет никакого отношения: выполнять или не выполнять нормативные требования — личное дело каждого. Но рано или поздно эти проблемы обязательно “всплывут”.

— При многоквартирных домах понастроены дровяные сарайчики. Что их ждет?

— Такая проблема существует не только в волостях, но и в городе. Опять же надо разобраться с принадлежностью земли: наличие сарайчика еще означает, что он автоматически заносится в Земельную книгу вместе с многоэтажным домом. Случается, что земля под ним принадлежит частнику, тогда житель многоэтажки будет в статусе арендатора. Если у земли другой владелец, то надо разобраться в ее принадлежности, в претензиях владельца к хозяину сарая. Даже если он не возражает, то это может сделать самоуправление: сарайчики портят общий вид и представляют собой определенную угрозу. В таком случае самоуправление может затребовать у владельца документы, подтверждающие законность пристройки. Сегодня это можно выяснить в районной стройуправе, в уезде будет своя.

Все вопросы, связанные со строительством, надо решать со специалистами, а не строиться, как попало. И в этой сфере со временем придется наводить порядок. Предвижу, что процесс будет долгим и мучительным, но имущественные отношения рано или поздно нужно утрясти. Люди, конечно, будут ссылаться на дороговизну, нехватку денег. Потому проще и дешевле сделать это по возможности раньше.

Дагдчанам же, у кого есть сарайчики, предлагаем прикрепить к ним табличку с именем, фамилией, номером квартиры — чтобы знать, кому они принадлежат. Менялись хозяева этих построек, иные годами пустуют, покосились, крыша течет. Чтобы выявить истинное положение вещей, начнем с малого. Ненужные постройки надлежит снести, остальные — привести в порядок. Если сарай бесхозный, самоуправление его снесет. Также и в волостях надо начинать с мелочей, это ускорит процесс в целом. Важно разобраться в вопросах собственности. Если хозпостройка находится на земле соседа или самоуправления, требуется заключить письменное соглашение и заверить его в сиротском суде. Устная договоренность не годится. Словом, все что можно, надо сделать до реформы, впоследствии это обойдется дороже.

— Каким образом Дагда намерена потратить 200000 латов, отпущенные объединяющимся самоуправлениям?
— Перестроим Народный дом, переведем в пристройку библиотеку, чтобы создать ранее проектированный культурный центр. Никаких других планов нет, поскольку отведенной суммы даже на этот проект не хватит. Десять тысяч латов, солидарно с остальными, внесем в расширение пансионата. Спрос на него большой, даже очередь выстроилась. В волостях немало одиноких людей, которых в будущем ждет пансионат: дети либо далеко, либо забросили родителей. Приема ждут все больше жителей, в том числе сельских, которые не способны о себе позаботиться.

— Спасибо за интервью!

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Elvīra, Velga

Партнеры

  • Latvijas Reitingi