Дети почти не рождаются, молодежь бежит, пенсионеры умирают — такая картина наблюдается, считай, в каждой волости.
В этой ситуации все значимее становится роль среднего поколения, которое еще придерживается традиций своих дедов и отцов, пребывает в самом расцвете сил. К великому сожалению, в свое время многие не выдержали испытания сменой системы хозяйствования на селе и ударились в пьянство — вместо того, чтобы бороться за свою нишу, как делали это другие владельцы крестьянских хозяйств и приусадебных участков, которые сегодня относятся к разряду успешных.
Жители Берзиньской волости Владимир и Рита Рутко в своем приусадебном хозяйстве “Вильни” держат пять коров, столько же голов молодняка и 10 свиноматок. Кроме того, оба работают по найму: Рита является молокосборщицей кооператива “Кауната”, Владимир — разнорабочий в волости. Результаты труда этих предприимчивых крестьян наглядно свидетельствуют о том, что и на деревне можно жить и работать. Конечно, здесь меньше возможностей развлечься или воспользоваться другими городскими благами, но так было во все времена, при любой власти.
“Собственное хозяйство начали создавать давно, — вспоминает Рита. — После развала паевого общества “Берзини” у нас просто не было другого выхода, как начать работать на себя. Дочери Илоне тогда было лет десять, ребенка нужно было одевать, кормить, учить. Впрочем, не меньше хлопот и теперь: девочка осваивает юриспруденцию в Даугавпилсе, пока на 2-м курсе”.
В первый год семья держала пару свиноматок и корову. Но постепенно стадо увеличивали. Получают субсидии, продают продукцию. На средства Евросоюза и частично собственные построили хлева и молочную. По словам Риты, нелегко совмещать обязанности молокосборщицы с работой в хозяйстве. Летом подъем с первыми петухами, в четыре часа — чтобы успеть выдоить коров до того, как приходит молоковоз. Потом вторая смена — с 6 до 14 часов она собирает молоко. Рита приметила любопытную закономерность: хотя скот держит все меньше крестьян, молока производится больше. Видимо, хозяйства понемножку расширяются.
Во второй половине дня — снова хлопоты на усадьбе. Несмотря на такой ритм, Рита сумела сохранить жизнерадостность и производит впечатление вполне благополучного человека. Да, вместе с мужем они буквально впряглись в работу, но унаследованное от родителей трудолюбие помогает преодолевать трудности. Конечно, имея столько скота, особо не разбежишься, не бросишь все и не уедешь на недельку-вторую, скажем, к морю. Да что там на недельку, даже на пару дней не отлучиться! К счастью, друзья, знакомые есть на месте, можно сходить и в волостной нардом.
На условия жизни семья не жалуется — переоборудовали бывший детсад, теперь у них пять просторных комнат. Даже многовато.
Прощаясь с нами, Рита сказала: “Больно смотреть, как вымирает деревня. А при виде того, как спиваются молодые, крепкие люди, и вовсе приходишь в отчаяние”. И это не просто фразы, а слова от души. Когда же в нашем правительстве появятся люди, в такой же степени, как Рита, обеспокоенные будущим народа?
Юрис РОГА.