Почет и уважение — в Латвии и Украине

Три с половиной десятка лет назад семья Екатерины и Михаила Сирот переселилась из родной Украины в Свариньскую волость.

Оба старательно трудились в совхозе “Восход”, растили пятерых детей, родившихся еще на Украине, ухаживали за родителями, которые ныне покоятся в латвийской земле.

Сироты ни на минуту не жалеют о своем решении переехать в чужую тогда для них страну. Сделали это ради детей, которыми теперь по праву гордятся. Будучи добросовестными тружениками сами, родители сумели и младшим привить любовь к труду, уважение к ближним. Жизнь на Украине тогда была труднее, чем в Латвии. Чернозем в дождь превращался в непроходимое месиво, а до школы неблизко.

Знакомство Екатерины и Михаила, по их словам, получилось романтическим. Выучившись на пчеловода, как и родители, девушка устроилась на пасеку. Михаил же рулил на ХТЗ. Старые трактористы до сих пор помнят, что у этого трактора была одна “слабинка” — приходилось регулярно подтягивать гайки. В тот день Катя приехала на пасеку на велосипеде, а Михаил неподалеку как раз чинил своего стального коня. Увидев девушку, пошел к пасеке. По всем правилам гостеприимства, она протянула статному незнакомцу рамку с медом. Разговорились. С тех пор стали встречаться. Оказывается, жили едва ли не по соседству: Михаил в Маслаках, Екатерина — в Овчарово, куда и стал наведываться парень. Ходили в клуб на танцы. Встречались около года, а 12 ноября 54-го справили свадьбу. Позади 55 лет счастливого брака. Екатерина на пять лет моложе, в день замужества ей было 19, Михаилу — 24.

“Привез Катю в отцовский дом, — вспоминает Михаил. — Октябрь, холодно, кругом грязь. По дороге, в бричке девчонка так замерзла, что всю трясло. А наутро поехали в соседнее село — двоюродного брата в армию провожать. Между тем все Маслаки уже трезвонили: Мишка женился! Жениться-то женился, а дома никого… Предложение своей избраннице я сделал 7 ноября, а 12-го отпраздновали свадьбу. Ни колец тогда, ни загсов. Пришли гости, посидели. Позже в сельсовете расписались, и все. Жили вместе с родителями 35 лет. Вначале на Украине, потом в Сваринях. Здесь их и похоронили. В Латвию же нас позвал директор совхоза “Восход”. Сюда вышли замуж сестры, к ним я и приехал погостить. Директор — кстати, латыш — стал звать вместе с семьей. Пообещал машину на переезд, работу и мне, и жене. Супруга на Украине работала дояркой, пошла на ферму и здесь. Я же трудился трактористом, потом токарем”.

Поначалу, первые десять лет, Сироты жили на хуторе “Реники”. На родине их уважали за трудолюбие, не остались в долгу и здесь: Екатерина и Михаил неоднократно награждались почетными грамотами, подарками, о них писала районная пресса. В 1982-м за прилежный труд семье выделили ливанский дом, в нем они и живут по сей день. После ликвидации колхоза выкупили дом за паи, вот только от земли остался всего клочок. До того, как угодья стали возвращать собственникам, держали скот, обрабатывали поля. Теперь не до хозяйства — возраст уже не тот, сил поубавилось.

Сироты вырастили четырех сыновей и дочь. Анатолий, Александр, Сергей, Михаил и Наталья давно покинули родное гнездо. В молодые годы все четыре сына пошли по отцовским стопам, стали механизаторами, получили шоферские права. Пока существовал совхоз, никому из них и в голову не приходило куда-то уезжать, но после того, как в Латвии начались большие перемены, пришлось переучиваться и им. Анатолий, наверное, любил технику больше всех, еще мальчонкой бегал помогать отцу в поле. Когда пришла пора делать выбор, он нисколько не сомневался, и до сих пор хранит верность технике и земле. Настоящий крестьянин! Александр открыл свой бизнес в Даугавпилсе, Сергей работает волостным сантехником, Михаил — на рижском рыбозаводе. Наталья окончила Даугавпилсское медучилище, стала медсестрой, работала в Индре. Теперь нянчит малыша, встала на учет Службы занятости.

“Все наши дети родились еще на Украине. Вначале сыновья, потом дочка. Наташе и шести лет не было, когда переехали в Латвию, — продолжает Михаил. — Вначале жили вместе, а потом наши птенчики подросли и раз-летелись. Один в армию, другой женился… Словом, четырежды провожали в солдаты, пять раз справляли свадьбы. Сегодня у нас 11 внуков и 6 правнуков”.

На Украине у Михаила осталась старшая сестра, с которой он регулярно созванивается, съездить уже не получается. У Екатерины же там невестка и двое племянников. Тоже звонят друг другу, шлют письма. Вот только, по словам моих собеседников, они часто не доходят до адресата. Украинским языком оба владеют неважно: жили в семи километрах от российской границы, и в тех местах чаще можно было слышать русский. Говорить же по-латышски Сироты, в силу возраста, так и не научились.

Техника — вторая большая любовь Михаила. Будучи человеком целеустремленным, он вскоре приобрел свой первый мотоцикл, потом второй. Автомашину ЛуАЗ с воздушным охладителем и брезентовой кабиной откупил у совхоза. За сколько, уже не помнит. А вот за следующую автомашину — “Москвич” — заплатил 7500 рублей. Единственный претендент на этот автомобиль раздумал, Михаил тут же встал на очередь и заимел вполне современное по тем временам авто. Когда стало возможным разжиться западной автомашиной, глава семьи приобрел “гольф”, но вскоре отдал сыну Сергею. Теперь у него другой “гольф”, купленный за деньги, вырученные от продажи трактора “Владимировец”, с которым расстался за ненадобностью.

Увлечения Екатерины чисто женские — шитье, вязание, вышивка. Конечно же, огород, где выращивают все, что необходимо самим. Работы супруги никогда не боялись. Выход Екатерины на пенсию в 50 лет связан исключительно со здоровьем, Михаил же стал пенсионером в 60. Оба чувствуют себя счастливыми в Латвии, рады за детей и их достижения.

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Ina, Ināra, Inārs, Valija

Партнеры

  • Latvijas Reitingi