Об эзерниекских волейболистах наслышаны многие, причем этим видом спорта увлекаются не только мальчики: достойную конкуренцию сверстницам могут составить и девочки.
В волейбол, а иногда баскетбол, футбол, охотно играет и семиклассница Людмила Кузнецова — рослая, спортивная девочка из Рунденской волости Лудзенского района, которая учится в Эзерниеках с 1-го класса. Вместе с тем Люда больше известна в школе как хорошая рукодельница. Особенно любит вязать крючком салфетки, но берется и за спицы. Носки, варежки, жилеты… А в школьном кружке прикладного искусства научилась ткать узорчатые тесемки.
“Вязать спицами научила мама, крючок же освоила самостоятельно, этой наукой она не владеет, — рассказывает Людмила. — Занимаюсь лет с семи. В прошлом году учительница предложила связать крючком салфетки — кружку предстояло отправить изделия в Краславу. Именно эти изделия вязать мне еще не доводилось. Но дело пошло, более того, каждое последующее становилось все сложнее, красивее, больше по размеру. Со временем салфетки стало некуда девать, хоть выбрасывай. Один хороший друг, увидев их, похвалил меня и посоветовал: “А ты — мастерица! Попробуй продать!” С его помощью отыскала нужный магазин. Оказывается, люди охотно покупают эти изделия, причем по неплохой цене. Из одной катушки ниток получается салфетка диаметром в 30 см, такие пользуются особым спросом. Приметила, что крупные изделия мало интересуют покупателя. К тому же всем нравятся салфетки с узором, необычным мотивом. Причем чем сложнее — тем лучше!”
Рукоделие не единственный предмет гордости Людмилы. Девочка хорошо учится, средняя отметка за прошлый год — 9 баллов. Дважды ездила на районную математическую олимпиаду, в прошлом году заняла третье место, в позапрошлом — второе. Участвовала также в олимпиадах по домоводству и английскому языку, с обеих привезла похвальные грамоты. Что касается первой, то пришла к выводу: несмотря на природный дар, было очень нелегко конкурировать с воспитанниками художественных школ. Кроме того, Людмила любит посидеть за компьютером, побродить по Интернету.
С будущим ученица, можно сказать, определилась: хочет стать либо юристом, либо, что вероятнее всего, — экономистом: “Среди моей родни есть дядя-экономист, живет в России. Советует мне учить экономику, а затем ехать к нему на работу — там огромный рынок труда. Впрочем, что будет через пять лет, когда окончу среднюю школу, неизвестно. Возможно, еще передумаю”.
Да, как ни жаль, но рабочие династии, похоже, канули в вечность: юное поколение по стопам родителей не идет. Как рассказала Людмила, ее мама Евгения работает секретарем Рунденской волости, отец Михаил когда-то водил колхозный грузовик, теперь безработный. Впрочем, смутные параллели просматриваются. Дедушка Павел, умерший в 93 года, плел корзины. Пытался обучить этому, редкому в наши дни, ремеслу внучку, но Люда тогда была еще слишком мала, а плетение требует определенных усилий. Зато, кроме вышеперечисленных ремесел, она владеет еще одной наукой — пчеловодством: в мельчайших подробностях поведала, что и как делается на пасеке. Нет-нет, мы не будем пересказывать это читателям, тем более что существует очень много специальной литературы.
Людмила: “Как и все сельские люди, мы имеем землю, сад, огород, скот, в том числе пять коров, шесть пчелосемей. Так что работы в хозяйстве хватает. Пасекой занимаемся вдвоем с тетушкой Александрой, пчел я ни капельки не боюсь. Как работать с ними, знаю. Наверное, могла бы все сделать одна, но вдвоем легче. От шести семей меда получаем достаточно, чтобы и себя, родню обеспечить, и продать”.
Живет Людмила в деревне Барсуки. Самый короткий путь до школьного автобуса лежит через леса и болота, километров пять. По дороге же наберется все шесть-семь. Несмотря на расстояние, школьница каждый день ездит домой.
“Приходилось идти и напрямик, но обычно к автобусу подвозит мама, по пути на работу. Начинала учиться в Рунденах, на русском языке, поскольку на этом языке говорит наша семья. Вообще жители этих краев преимущественно русскоязычные, латышей в волости мало. Но родители стали переводить детей в другие школы и было очевидно, что нашей не выжить. Вот мама и решила отдать меня в Эзерниеки, снова в первый класс, но уже на латышском. Истренская школа, конечно, ближе, но русский язык обучения на тот момент казался неперспективным. Хотелось стабильности. Так что в учебе родители мне не помощники, но не беда, сама справляюсь”.
В предыдущем номере газеты мы рассказали о юной рукодельнице из Берзиньской волости, тоже воспитаннице Эзерниекской средней школы. Похоже, растет замечательная молодежь. Не стесняйтесь, звоните нам, пишите, предлагайте героев будущих публикаций, учеба или труд которых являются предметом гордости земляков.
Юрис РОГА.