Бисерные изделия Вии Прикни из Берзиньской волости впервые были выставлены не на ее родине, а в Свариньском народном доме, когда в честь Дня матери там открыли широкую экспозицию “Женские руки, золотые руки”.
Вие тогда было четырнадцать лет, она училась в 8-м классе Умпальской основной школы. Именно поэтому изделия стали двойным сюрпризом, учитывая количество представленной на выставку бижутерии. Ее заметили многие посетители, интерес проявили и другие мастера. Об увлечении девушки на родине известно многим, но до широкой презентации — скажем, персональной выставки в местном Народном доме — дело как-то не доходило.
Теперь у Вии новая школа, Эзерниекская средняя. В классе их 24, преимущественно девушки, поэтому есть с кем поделиться опытом. Здесь об увлечении школьницы узнали очень быстро: одноклассницам не терпелось выведать, что за украшения она носит: сама сделала или купила? Ничего не оставалось, как рассказать о своем хобби: сережки, браслеты, бусы, обручи и прочие украшения изготовлены собственноручно. Начинала с мелочей, когда еще ей было лет двенадцать. Как-то наткнулась на публикацию в журнале “Rokdarbu vācelīte”, где подробно, на понятном языке излагалась технология изготовления бисерных изделий. Попробовала — получилось. Постепенно поделки усложнялись. А если что-то и выходило боком, девочка не сдавалась, наоборот, с еще большим усердием бралась за работу. На сегодняшний день копилка ее поделок настолько богата, что все не перечесть. Правда, стоит хобби недешево: пачка бисера обходится примерно в полтора лата, а ведь чтобы получилось завершенное изделие, требуется не одна упаковка. Готовые украшения носит сама, дарит подругам на день рождения или именины. Часто радует трехлетнюю дочурку своей тети, и малышка с нетерпением ждет игрушек.
“Мелкая бижутерия получалась в первого захода, — рассказывает Вия. — Вещи покрупнее и посложнее требовали больше времени и не каждая удавалась. Случалось, бисер рассыпался по полу — поди, собери потом. Однажды я проявила беспечность, и коробку уронил мой трехлетний братик Вячеслав. Украшения из бисера — мое единственное увлечение, других пока нет. В Сваринях видела удивительные произведения Оксаны Янченко, но сама создать нечто подобное еще не пыталась. Любая из таких работ требует много материала, и я пока не уверена, что получится. Папа особого интереса к моему хобби не проявляет, а вот мама даже помогала эскизы рисовать. Раздаю не все изделия, некоторые мне особо дороги, хотя бы потому, что в них вложен немалый труд. Например, подвеска из множества продолговатых бисеринок, а в комплекте к ней — серьги, браслет и обруч для волос. Вообще-то ожерелий у меня несколько. Правда, носить их не люблю, предпочитаю сережки, меняю чуть ли не каждый день. Так что в магазин за этими украшениями ходить не надо.
В последнее время за рукоделие получается садиться реже — учеба теперь требует больше времени, хочется успешно окончить девятый класс. Как обычно бывает в новой школе, отметки здесь чуть ниже: первая контрольная по географии — восемь, по математике — семь, по латышскому — четыре. Тут мне труднее, чем другим: семья говорит по-русски. Однако в прежней школе ниже пятерки не получала. Что ж, буду подтягиваться.
Может, это пока и не хобби, но есть у меня еще одно увлечение: ищу в журналах и других изданиях интересные рецепты, переписываю их, а затем выпекаю что-нибудь вкусненькое, охотно помогаю маме. На дискотеки пока не тянет, а вот на рыбалке с отцом однажды была. Понравилось”.
Живет Вия в деревне Зязюлево, что в семи километрах от центра. Там, где пасутся белые коровы, которых держит ее дядюшка.
Юрис РОГА.