С нынешнего учебного года в Андзельской основной школе новый директор: вышедшую на пенсию Веронику Вердиню сменила учительница математики Алевтина Василевская.
Ее родина — деревня Егорово Кастулинской волости. Росла в многодетной рабочей семье, чем до сих пор гордится. Отец всю жизнь был рядовым дорожным рабочим, обслуживал большие и малые дороги, строил мосты. Мама выполняла обязанности хранительницы очага, награждена орденом Материнской славы 3-й степени. Бережно хранила высокую награду в семейном архиве, напоказ не выставляла. Зато материнский долг выполняла добросовестно, ни за одного из детей не приходилось краснеть. В семье три педагога. Чеслава, получившая среднее педагогическое образование, работала в столичном детсаде. Потом, в 45 лет, поступила в Рижский технический университет, успешно его окончила и теперь работает инженером на крупнейшей в Латвии электростанции — Рижской ТЭЦ-2. Старшая из детей — Янина Назарова — уже знакома читателям “Эзерземе” как долголетний директор Приежмальской основной школы, много лет вела математику, теперь на пенсии. Сестры Алевтина и Янина учились в одном вузе — на физмате Даугавпилсского, а также Великолукского пединститута. Брат Язеп выучился на ветфельдшера, после техникума долгие годы трудился в Даугавпилсском районе, ныне тоже на заслуженном отдыхе. Еще одна сестра, Инна, окончила Рижский торговый техникум по специальности “товаровед”, не один год проработала в Аглонском потребобществе, сейчас вышла на социальную пенсию. Лилия, по профессии повар-кондитер, переквалифицировалась и давно работает дежурной по железнодорожной станции Аглона. Двоих из большой семьи, увы, уже нет в живых. Одна из сестер Алевтины скончалась от болезни еще в детстве, а брат, более 45 лет ходивший в море на рыболовецких судах, десять лет назад пропал в Атлантике. Случай загадочный, подробности происшедшего родные не знают до сих пор.
Свое необычное, красивое имя Алевтина получила благодаря старшей сестре Янине, которая вместе с братом тогда училась в 10-м классе Приежмальской средней школы. Была в семье патефонная пластинка с красной наклейкой посередине, а на ней крупными буквами имя исполнительницы — Алевтина. Родителям очень нравились ее песни, вот сестра Янина и настояла, чтобы новорожденную девочку назвали Алевтиной. Правда, католический священник окрестил малышку Валентиной: наверное, не пожелал записывать в календарь новое имя.
“Певица с пластинки обладала прекрасным голосом, и все в семье надеялись, что у меня будет такой же, — продолжает Алевтина. — Может, не столь выдающаяся, как надеялись родители, но певица из меня получилась. Когда училась в Приежмальской школе, учитель музыки Зубченко сумел увлечь детей пением. Работая пионервожатой, вместе с учителями выступала в совхозном Доме культуры. У нас был замечательный ансамбль, все в одинаковых, красивых костюмах. Приятно вспомнить! Не то, что теперь, когда под давлением обстоятельств приходится принимать непопулярные решения. Например, сегодня было собрание, на котором вместе с истопниками обсуждали начало отопительного сезона. Если в прошлом году на два здания было шесть истопников, то нынче оставили только три ставки, и мне предстояла неприятная миссия — кого-то из людей нужно уволить”.
В Андзельской основной школе Алевтина работает двадцатый год, а общий ее педагогический стаж составляет четыре десятка лет. Окончив Даугавпилсский педагогический институт, начала преподавать математику в средних классах Приежмальской школы. Потом работала в Дагдском СПТУ, Асунской школе, наконец, дольше всего — в Андзельской. Бывало, приходилось вести уроки без предварительной подготовки. Например, в Асунской школе, когда ее попросили преподавать основы государства и права. Директор сказал тогда: “У тебя муж работает в милиции, так что наверняка есть и знания, и практика”. Так и вышло: два года Алевтина вела этот предмет, иллюстрируя теорию фактами из милицейской практики.
В Андзелях она начинала учительницей физики и математики. К тому же воспитывала большой класс, который запомнился особо. Тогда школу оканчивали 11 детей, о чем до сих пор напоминают каштаны, посаженные выпускниками и их родителями, на каждого по одному. Но позже учительнице позвонила выпускница Илута Рога и сказала: “Непорядок, ведь вместе с вами нас было 12! Словом, между рядами мы посадили еще одно деревце…” Однажды в школе справляли свадьбу и колесом автомашины ненароком сломали как раз “учительский” каштан. Посетовали, убрали деревце и все. А весной на этом месте взошел и стал тянуться к солнцу молодой отросток. Кругом деревья большие, а этот крохотный. Наверное, потому его под снегом и не заметил лыжник… Выпускники ухаживали за деревьями, каждый помнил “свой каштан”. К сожалению, погибла еще пара деревьев, одно из них рабочий зацепил косой.
Алевтина считает себя просто учительницей, на руководящие должности никогда не стремилась. И все же однажды ей пришлось возглавить коллектив основной школы. Случилось это в 1991 году, когда долголетний директор Станислав Островский вышел на пенсию, и специалисты районного Управления образования предложили Алевтине на год занять вакансию. До этого она уже успела поработать завучем. А поскольку нового директора нашли не сразу, то для Алевтины год обернулся пятью. Когда грянула оптимизация, и Андзельскую начальную школу объединили с Эжезерской основной, то директором стала Вероника Вердиня, а Алевтина осталась завучем. Предложение участвовать в конкурсе поступило, но она отказалась: будучи русской, сомневалась, достаточно ли владеет латышским языком. К тому же видела, что коллега хочет и может занять это место, потому отошла в сторонку. А когда госпожа Вердиня стала готовиться к заслуженному отдыху, Алевтине снова предложили директорство, и она согласилась: 13 лет отработала в одной команде с опытным и талантливым руководителем, накопила определенный опыт. К тому же именно ее хотели видеть в этой должности прежний руководитель школы и Управление образования. Не возражала также Дагдская краевая дума.
“Честно говоря, непросто было принять это предложение. Вначале ответила, что подумаю, — продолжает Алевтина. — А теперь признательна всем, кто дал мне возможность принести пользу школе, детям, образованию в целом. Будучи директором, веду математику, воспитываю 7-й класс. Живу по-прежнему в Дагде, каждый день езжу в школу и обратно. Не одна я такая: вместе со мной в Андзели едут трое педагогов, работающих по совместительству, и столько же постоянных”.
Хотя Алевтина родом из большой семьи, ее собственная маленькая: муж Николай, ныне пенсионер МВД, и дочь Ирина — уже самостоятельная, живет и работает фельдшером в Приежмале. Зять Виктор — учитель спорта в Аглонской средней школе. Алевтина с Николаем рады за дочь, горды тем, что ее хвалят и как медика, и как человека. Мама особо подчеркивает тот факт, что Ирина не уехала в свет счастья искать, хотя соблазнительные предложения поступали. Отрада для бабушки и внук Наурис, одиннадцатиклассник Дагдской средней школы.
“Уж так вышло — ребенок у нас один. В советское время работа требовала много времени и огромной самоотдачи, — продолжает Алевтина. — К тому же приходилось трудиться и бесплатно, на голом энтузиазме. Когда я пришла в Андзели, местным совхозом руководил энергичный Вильгельм Гейкин, при нем здесь жизнь била ключом. Учителей приглашали повсюду, не только на поля. Например, по графику читали рабочим лекции. Я даже сохранила для истории конспекты. Помню, мне поручали выступить в Краулях, на небольшой ферме. Тема — о вреде пьянства и курения. Да и поселок был распределен между педагогами. Моя обязанность — нести в массы политические идеи, воспитывать взрослый контингент. Оплаты мы не просили, даже и в мыслях не было, что кто-то нам за это заплатит. Между тем, требовалась уйма времени: приходилось много читать, вникать, готовиться. Ну, какая политическая подкованность у тогдашнего учителя физики, математики или других предметов этого ряда? В обязательном порядке нужно было выписывать какое-либо политическое издание, отбирать из него материал, а затем разъяснять его другим. Молодая была, смелая, ничуть не боялась мужской аудитории. И знаете — люди внимательно слушали, задавали вопросы”.
Алевтина любит путешествовать. Например, побывала в двухнедельной поездке в Риме, Неаполе, Милане, Париже, Бонне, Гамбурге. Объездила Белоруссию, Эстонию, Литву, Россию, вместе с семьей отдыхала даже на Азовском море.
Дорога жизни не была ровной, случались и крутые спуски, и подъемы, и повороты, за которыми непременно открывались новые горизонты. “Я счастлива, что преодолеваю очередной подъем”, — говорит директор.
Юрис РОГА.