Заведующий отделом общественных отношений и коммуникации Дагдской краевой думы Юрис Вилюмс и у нас, и в других местах Латвии известен как активный проводник и сторонник всего латгальского.
Родился и рос в Эзерниеках, учился в местной школе и уже тогда участвовал в различных мероприятиях. Популяризацией же латгальского образа жизни занялся намного позже. Окончил школу с третьим лучшим аттестатом, однако, благодаря общественной активности, добросовестной работе в школьном самоуправлении, успехам в спорте и предметных олимпиадах был признан лучшим выпускником 2000 года. Этот успех местное самоуправление оценило поездкой в Европу, и, воспользовавшись услугами одной фирмы, Юрис отбыл в Чехию.
Ныне остается только гадать, что потерял латвийский баскетбол, когда юноша ростом под два метра после школы решил сделать ставку на более перспективную, с его точки зрения, профессию. Окончил Латвийскую сельскохозяйственную академию, точнее, ее факультет экономики, на котором изучал региональное развитие и управление, получил степень бакалавра. Конечно, у него был выбор — региональное развитие, юриспруденция, бухгалтерия, предпринимательство… Но Юрис уже тогда был убежден, что рано или поздно вернется на родину, в Латгалию, поэтому именно такая специальность показалась ему целесообразнее других, предлагавшихся вузом. Практику он проходил в Латгальском региональном агентстве развития. Работать предложили в Даугавпилсе — совершенно незнакомом городе, в котором он знал только улицу Ригас, здание, где располагалось его учреждение и автостанцию. Во втором крупнейшем городе Латвии звучал преимущественно русский язык, и атмосфера в нем была совершено иной, нежели в Елгаве или Риге. В Даугавпилсском бюро агентства Юрис работал руководителем проектов, специалистом в сфере информации, создал и поддерживал сайт latgale.lv, выполнял другие обязанности. Спустя пять лет он начал работать проектным администратором Даугавпилсского университета и занимается этим до сих пор, правда, на полставки. В прошлом учебном году Юрис преподавал студентам университета курс региональной экономики. В 2004-м заочно окончил факультет экономики Латвийского университета по программе “Региональное развитие и управление”, получил степень магистра.
Несмотря на участие в выборах 9-го сейма и Дагдского краевого самоуправления, политиком Юрис себя не считает и ни в одной из партий не состоит. С его точки зрения, слово “политик” сегодня чуть ли не ругательство: “Отношу себя не к политикам, а к общественным деятелям. Стараюсь быть независимым в суждениях и оценках, предлагать обществу свои идеи. Партий как таковых в Латвии нет, существуют лишь экономические группировки и их интересы. Да, три года назад я подписался на авантюру, выставив свою кандидатуру в сейм по списку “Новые демократы”. Однако в партию не вступил. Нынче, на выборах самоуправлений стал депутатом Дагдской думы от “Общества для другой политики”. Это и открыло мне путь для возвращения на родину. В августе получил предложение возглавить отдел общественных отношений и коммуникации, и дал согласие. Основные обязанности — работа с домашней страницей, ее обновление, информирование общества о работе думы через наш сайт, Дагдское телевидение, путем подготовки и рассылки этой информации в СМИ. Надеюсь установить тесные контакты с районной газетой “Эзерземе”. В круг моих обязанностей входит также сотрудничество с другими краями во всех сферах, ищем партнеров и за рубежом”.
Каким же образом мой собеседник стал известнейшим латгальцем? По словам Юриса, всю жизнь в его семье говорили по-латгальски. Осознание же того, что требуется нечто большее, нежели говорить на родном языке и скромно ощущать в себе латгальскую мощь и корни, пришло однажды ночью, когда он еще был студентом в Елгаве. Наверное, переусердствовал с кофе, сон не шел. Читая книгу на латгальском языке, вдруг понял, что надо действовать — собирать единомышленников и общими усилиями защищать и развивать все латгальское. Юрис уверяет: как бы смешно это ни звучало, но почти все наиболее активные латгальцы пришли к такой мысли похожим путем. Наверное, все дело в том, что в государстве начисто отсутствует система защиты латгальского языка и культуры. В школах и одно, и другое только “проходят”, но не изучают. Наверное, поэтому время от времени эти “ненормальные” латгальцы где-то всплы- вают и начинают действовать. Придя к выводу, что надо что-то предпринимать самому, Юрис первым долгом организовал латгальскую колонку в студенческой газете “Plзsums”, связался с рижскими студентами из Латгалии, стал ездить в разные лагеря. Словом, развил бурную деятельность. Вместе с одним из единомышленников в 2005-м вышли с инициативой создания Латгальского студенческого центра в статусе официально зарегистрированного общества. Разработали устав, прошли все нужные процедуры. Будучи обществом, за четыре года центр осуществил ряд небольших проектов. Он действует по всей Латвии, где только есть студенты-латгальцы. Но наиболее активно, конечно же, в Риге. Юрис по праву гордится тем, что приложил руку к созданию латгальского портала lakuga.lv. Не без его участия осуществлены музыкальные проекты, проведены разные фестивали, крупные и мелкие мероприятия, издана литературная антология, вместе с Лидией Лейкумой организована поездка к сибирским латгальцам. И это далеко не все.
“СМИ бьют тревогу по поводу того, что в стране критически сокращается финансирование культуры и существует опасность ее полного истощения, — продолжает Юрис. — А ведь латгальская культура все эти годы просуществовала без государственной поддержки, поскольку наши проекты были малюсенькие, практически на уровне себестоимости либо с вложением частных средств. Так что латыши вполне могут поучиться у нас тому, как выживает культура. Пользуясь случаем, призываю всех единомышленников, кому близки латгальский язык и культура, желающим что-то сделать для них, связаться со мной. В непрогнозируемой ситуации, сложившейся в регионе и стране, когда мы сами уже перестаем понимать происходящее, надо объединить усилия и по возможности громко заявлять о себе. Лично я стараюсь максимально отдавать силы поддержанию латгальского духа, латгальской среды, никому, однако, их не навязывая. Люди вольны выбирать — говорить ли, писать по-латгальски или нет. Тем не менее, я просто обязан проповедовать все латгальское. Поэтому и на краевом сайте вы найдете несколько статей на латгальском языке, на нем же общаюсь повседневно, если это не затрудняет слушателя”.
Пару лет назад у Юриса родилась идея открыть Интернет-магазин, в котором можно было бы купить латгальские музыкальные диски, книги, керамику, лен, украшения и прочие изделия. Он поделился замыслом со знакомым предпринимателем из Даугавпилса, и тот осуществил задумку. Юрис же подыскивает желающих реализовать свои поделки через Интернет-магазин, который работает уже два года. Есть у него еще идеи, но о них — в другой раз, когда будут первые результаты.
В 2008 году мой собеседник окончил организованные Латвийским союзом писателей курсы, получил сертификат и теперь может считать себя сертифицированным писателем. Ежегодно Союз писателей проводил отборы, предлагая молодым авторам присылать свою прозу, поэзию, драматургию. Юрис представил прозаическое произведение “Dvēseles remonts” (“Ремонт души”) — рассказ о паломничестве в Аглону, и получил возможность учиться бесплатно. Считает курсы весьма полезными и интересными, хотя желание писать несколько притупилось.
В начале текущего года ряд обществ и отдельные частные лица учредили латгальский культурный приз “Boņuks-2008”, присуждаемый в нескольких номинациях. Глиняная статуэтка — мальчишка с собачкой на коленях — досталась и Юрису. Он удостоен такой чести за лучший латгальский проект прошлого года. Это музыкальное мероприятие или цикл концертов под названием “Taiseits Latgolā/Made in Latgola” (“Сделано в Латгалии”). Учредители задумали этот приз как традиционный, чтобы поощрять людей, стоящих на страже латгальского языка и культуры независимо от того, есть финансирование или его нет.
“Мое счастье, а может, беда, в том, что в школе брался за многое и все у меня получалось, — говорит Юрис. — До сих пор не ощущаю себя профессионалом в какой-то одной сфере, стараюсь быть развитым и ин- формированным всесторонне. После средней школы умышленно отказался от идеи связать себя с большим спортом, ибо кон- кретная профессия казалась более привлекательной, нежели спортивная карьера. К тому уже, Крас- лавский район дал не так уж много выдающихся спортсменов, чей пример вдохновлял бы на новые свершения. Да и в целом по стране эта сфера должным образом не налажена. Тем не менее, спорт я люблю, заниматься им для меня — норма жизни. Один сезон отыграл в составе баскетбольной команды Даугавпилсского района, входившей в республиканскую любительскую лигу. Играли также в латвийско-литовской лиге. Если зовут, выступаю в составе эзерниекской волейбольной команды. Теперь живу здесь и думаю, что будут приглашать почаще. Еще в средней школе был активным танцором, продолжал заниматься этим в составе народных ансамблей “Дагда”, “Калве”, “Дижданцис” и в даугавпилсском коллективе танцоров среднего поколения “Сабри”. Пока взял паузу, никак не могу подобрать девушку по росту.
Что до рыбалки или грибной охоты, то это никогда не было моим хобби: например, в лес по грибы нынче сходил впервые за десять лет. Зато люблю настоящую деревенскую баньку — вот где раскрепощение духа и тела! Летом с друзьями охотно купаемся в озере, да и вообще нравится отдыхать на природе. Вместе с тем, примерно 80 процентов свободного времени уходит на то, что занимаюсь, если можно так выразиться, делами Латгалии.
Наверное, это и есть мое хобби. Хотя сам исконно латгальскими ремеслами не владею, стараюсь всячески помогать тем, кто трудится на ниве сохранения и приумножения всего, что связано с этим краем. Надеюсь, что латгальское мероприятие состоится и в Дагде, причем не исключено, что в этом году. Некоторые музыканты уже дали добро. Продолжая разговор об увлечениях, не скрою: интересуюсь новыми технологиями и считаю, что они достойны более широкого применения. Хотя бы принцип э-демократии — многие не прочь обсудить что-то в Интернете. Я искренне рад за эстонцев: они могут проголосовать по мобильному телефону, и чтобы провести референдум, там не требуется миллион или два, как у нас, в Латвии”.
Уменьшительно-ласкательное имя Юрейтс — это с детства. Так его звали в семье, позже и друзья. Возможно, оно не совсем подходит для этого рослого молодого человека, но, наверное, как нельзя лучше подчеркивает: Юрис Вилюмс был и остается истинным латгальцем. С наступлением эры Интернета, когда потребовалось обозначить адреса электронной почты, оказалось, что и Юрисы, и Юрчики уже есть. Не оставалось ничего другого, как назваться латгальским именем Юрейтс.
Похоже, общественная деятельность отнимает слишком много времени, потому своей семьи у Юриса пока нет. Но всему свое время. Как говорится, какие наши годы!
Юрис РОГА.