Совсем скоро, 1 октября, заканчивается переходный период и вступает в силу норма об обязательном примешивании к бензину 95-й марки, а также дизельному топливу, пяти процентов биогорючего.
Еще в июне Кабинет министров, руководствуясь директивой ЕС, принял соответствующие этому правила, подготовило которые Министерство экономики. А это значит, что все без исключения автовладельцы, заправляющие свои транспортные средства на латвийских АЗС, впредь будут заливать в баки 95-й бензин с добавкой биоэтанола, либо дизтопливо, 5% которого составляет биодизель. В бензине 98-й марки биодобавок не будет.
Принятие новой нормы уже несколько месяцев является предметом жарких споров. Неопровержимые аргументы приводят как противники, так и сторонники нововведения. Есть в нашем обществе и равнодушные, которым, как обычно, все равно. Народ возмущающийся уверен, что все это делается исключительно с целью навредить автовладельцам, при этом выманив у них побольше денег. Приходилось слышать мнения: “Я эту гадость в свой бак заливать не собираюсь, пусть эти умники свои машины добивают!”, “Уж лучше нормальный российский или белорусский!”, “Специально это все делается, чтобы люди заправлялись более дорогим 98-м!” И прочее, и прочее…
Впрочем, гораздо больше аргументов у противоположной стороны. Согласно подсчетам Министерства экономики, данная норма позволит в будущем уменьшить количество импортируемого топлива, поскольку биологическое топливо производится здесь же, в Латвии. А это, в свою очередь, оказывается на руку местным крестьянам. Ведь в нашем климатическом поясе самым наилучшим образом для производства биотоплива подходит небезызвестный рапс. Ну, чем не прямая поддержка местного производителя? Правда, при этом оговаривается, что они, местные крестьяне, будут на равных конкурировать с поставщиками этой продукции из других стран. И еще не факт, что латвийские производители одержат в этой конкурентной борьбе верх. И что наши братья-европейцы вдруг не станут поставлять нам топливо по более низкой, нежели местные, цене. Как это уже неоднократно случалось с другими видами продукции. Оптимисты уверяют, что расположенный в Вентспилсе крупнейший латвийский производитель биотоплива — завод Bio-Venta — ежегодно может производить до 100 тысяч тонн зеленого биодизеля. Потребность в этаноле будут обеспечивать, вероятнее всего, несколько крупных предприятий. К тому же, добавление экологически чистого сырья в стандартный бензин приведет, якобы, к тому, что уменьшится загрязнение воздуха: снижается токсичность выхлопов, отходы биологического топлива легко растворяются в воде и не содержат ядовитых серных соединений. Уже к 2010 году потребление биотоплива в странах ЕС планируется увеличить до 6% от общего объема.
Нас, рядовых автоводителей (да простят меня всякого рода “зеленые”!), в этой ситуации гораздо меньше заботит проблема экологии, и гораздо больше — дальнейшая стоимость горючего, а также безопасность его использования для транспортного средства. Недавно глава одного из крупнейших автозаправочных предприятий высказал в интервью сомнения: вряд ли многим малым торговцам топливом будет под силу сохранить достаточно низкие цены при высоком качестве. Ведь при новых требованиях необходимо создавать условия для примешивания биотоплива, иметь специальное оборудование... А это — дополнительные расходы. Не исключено, что, дабы не разориться, торговцы начнут экономить на чем только можно, а это, соответственно, скажется на работе наших двигателей. А цены? Очевидно, что отныне они будут, кроме прочих постоянных факторов, напрямую зависеть также от цен на сельскохозяйственную продукцию. Которые в наше время, согласитесь, не стоят на месте. А если поразмыслить и заглянуть в еще более отдаленное будущее, предположив, что подавляющее большинство крестьян, прикинув и оценив прибыльность выращивания рапса, прекратят сеять пшеницу, рожь и прочие зерновые, вместо чего займутся возделыванием рапсовых полей… Что есть тогда будем?!
Такая вот логическая цепочка получилась. Аргументы “за” и “против” практически уравняли друг друга. И в результате — как всегда: уже принятое и не подлежащее нашему с вами обсуждению решение. А что из этого получится? Поживем — увидим…
Марина НИПАНЕ.