— В Краславской больнице остаются врачи-интернисты и хирурги. Если можно, расскажите об этом подробнее, чтобы поняли и пожилые люди.
— В Даугавпилсской региональной больнице у меня была встреча с господином Евтушком, на которой обсуждали эти вопросы. Статус больниц ухода означает снижение финансирования. В то же время многие люди страдают массой хронических недугов: такие терапевтические заболевания, как сердечнососудистые, воспаление легких и многие другие в домашних условиях вряд ли излечиваются, требуется больница. По-старому это терапия, где лечат внутренние болезни (в правилах КМ сформулировано как “профиль интерниста”). Другое дело — хирургическая помощь. Если имеются четыре хирурга и анестезиолог-реаниматолог, который способен дать наркоз, то человеку вполне можно оказать неотложную хирургическую помощь, так как в условиях нехватки денег плановая фактически прекращена. Острая же хирургия — это, например, воспаление аппендикса, внутреннее кровотечение, заворот кишок, когда требуется немедленная хирургическая помощь. Если подготовлена операционная, есть специалисты-хирурги, способные обеспечить круглосуточное дежурство, то такую помощь человек получит. Но все упирается в неадекватное “снятие” денег с медицинской отрасли, выпавшее как раз на второе полугодие. Поэтому крайне важно при внесении поправок в бюджет получить нужную сумму, чтобы затем распределить ее по больницам самоуправлений. В таком случае сможем профинансировать как краславскую, так и ряд других больниц, способных обеспечить неотложную терапевтическую и хирургическую помощь.
— Что происходит с кабинетами здоровья сердца, открытыми с большой помпой и финансируемыми, предположительно, за счет ЕС? Неужели их тоже под нож?
— Кабинеты здоровья сердца отлично зарекомендовали себя и обязательно останутся. Это стало единственной эффективной профилактической мерой Агентства здоровья общества. После его ликвидации функции перераспределены между другими структурами.
— Тогда почему кабинеты не финансируются?
— Дело в том, что реорганизация агентства выявила ряд действий, граничащих с нарушением закона. Директор, оказывается, в свое время заключал договора на издание календарей, брошюр и прочей “литературы” — один такой договор тянет на 55000 латов. В то же время кабинетам здоровья сердца по всей Латвии агентство задолжало 17000 латов. Эти обязательства в настоящее время перенимает Инспекция здравоохранения — учреждение, находящееся в подчинении Минздрава. Деньги на кабинеты, безусловно, найдем. Это единственное место, где люди бесплатно получали консультацию медсестры, могли сделать анализ крови на сахар, холестерин.
— Значит, и население, и медсестры этих кабинетов могут быть спокойны?..
— Да. Кабинеты здоровья сердца мы сохраним. Еще и потому, что самая высокая смертность в нашей стране связана с острыми сердечными заболеваниями, травмами и онкологией.
— Спасибо за ответы!
Юрис РОГА.